Вы здесь

Как вырастить гения с пеленок?

Версия для печатиPDF version

Газета «Комсомольская правда», 24 сентября 2015г.

Народная мудрость гласит: «Болар бала жасынан» - если человеку суждено достичь высот, это произойдет с ним не когда-то в будущем, а проявится еще в детстве. Изучение биографий великих людей всех времен и народов приводит к выводу: гениями рождаются. Однако ничтожно малая доля врожденных гениев реализуют свой потенциал. Как утверждают исследователи, в закладке гениальности преобладают гены, а в реализации - среда и воспитание.

Отцы «королей музыки» В.А. Моцарта и Майкла Джексона были убеждены в незаурядных талантах своих детей. Да так, что к 5-6 годам сыновей давали гастроли с их главной ролью. Знакомство с миром цифр выдающихся математиков Софьи Ковалевской и Карла Фридриха Гаусса, как известно, произошло удивительно рано. И если у Ковалевской это было семейной предрасположенностью, то у Гаусса - следствием приобщения к труду.

Многолетние исследования середины ХХ-го и начала XXI веков в области раннего развития детей более точно охарактеризовали судьбоносное влияние детства. Центр развивающего детства Гарвардского университета выделяет 5 неоспоримых фактов корреляции между благополучным детством и успешной взрослой жизнью. Это связь объясняется критически высокой восприимчивостью детей в первые пять лет жизни. Так, 75-80% мозга формируется уже к 3 годам. Первые различия в словарном запасе наблюдаются в 18 месяцев. Испытав нехватку родительского внимания или плохое обращение до 3 лет, ребенок с высокой степенью вероятности обречен на отсталость и слабое здоровье. Поэтому опыт развитых стран демонстрирует высокую отдачу от инвестиций в программы поддержки матерей и дошкольного образования.

Неслучайно, один из основателей корпорации Sony Масару Ибука в книге «После трех уже поздно» говорит: «… умственное развитие ребенка от рождения до трех лет по своим возможностям аналогично развитию от четырех до семнадцати лет». И хотя отставание, допущенное в этом возрасте, преодолеть можно, тем не менее, это потребует несоразмерно больших усилий, средств и давления на маленького ребенка.

Важно помнить, относится ли Ваше чадо к числу врожденных гениев или нет, природа закладывает в него массу возможностей. Главное, быть рядом, распознать и культивировать в нем его способности. Японцы, к примеру, убеждены, что склонности к будущей профессии можно довольно точно определить к 5 году жизни.

Наряду с домашним воспитанием все более важным становится организованное обучение в развивающих центрах и дошкольных организациях. В развитых странах необязательное дошкольное образование уходит в прошлое. По стандартам ЮНЕСКО детям от 0 до 2-х, и от 3-х до 6 лет желательно проходить обучение не менее 2 часа в день и 100 дней в году в отрыве от семейной обстановки. Согласно статистическим данным на начало 2015 года в нашей стране при высоком охвате дошкольным образованием детей 3-6 лет (78,6%), наблюдается низкий охват детей 1-3 лет (16,4%, в ЕС - 33%).

О важности дошкольного образования свидетельствуют и следующие цифры. Результаты PISA-2012 показали, что 15-летние казахстанские школьники сдают тесты на 32 балла лучше, если они в свое время посещали детский сад. Итоги анкетирования АО «ИАЦ» 2014 года показали, что среди 4 995 сограждан в возрасте 24-40 лет, посещавших детсады, на 23% больше получивших высшее образование и на 7% меньше безработных.

Таким образом, важность воспитания в первые годы ничуть не меньше, а по восприятию и выше, чем школьное или любое другое образование. При этом простой уход без развивающего воздействия оказывается недостаточным и даже пагубным для последующего обучения, поведения и здоровья. И это не просто желание придать важность дошкольному воспитанию и обучению, а правда современной жизни. Чем раньше и больше мы будем уделять внимание раскрытию потенциала наших детей, тем больше у них шансов добиться успеха и избежать многих жизненных невзгод в будущем.

Заместитель президента