Вы здесь

Готовы ли дети к школе?

Версия для печатиPDF version

Журнал «Справочник руководителя дошкольной организации», ноябрь, 2015г.

Готовность детей к школе в современном Казахстане определяется качеством, прежде всего, дошкольного обучения. Обязательную предшкольную подготовку в 2014 году прошли 99,6% детей.

Данные внутреннего мониторинга дошкольных организаций демонстрируют высокий уровень (86%) освоения детьми образовательных компетентностей. Однако, согласно опросу, одна треть родителей привлекает дополнительные услуги для подготовки детей к школе. 52% учителей начальных классов отмечают разноуровневую подготовку первоклассников.

По итогам PISA-2012 разница успешности детей, посещавших и не посещавших ДО, у обучающихся стран ОЭСР равна 66 баллам, у казахстанцев – всего 32 (на 52% меньше). Таким образом, международные исследования показывают сравнительно невысокое качество казахстанского дошкольного образования.

Кто и как определяет качество готовности выпускников дошкольной организации к дальнейшему обучению?

До сегодняшнего дня на национальном уровне не проводилась внешняя оценка качества подготовки детей к школе. В связи с этим Министерство образования и науки инициировало в 2015 году исследование деятельности дошкольных организаций по мониторингу качества предшкольной подготовки. Исследование было проведено Информационно-аналитическим центром МОН РК в 54 организациях образования с привлечением более 3 600 субъектов предшкольной подготовки (воспитателей, учителей начальной школы, методистов, руководителей и воспитанников) из 5 регионов страны.

В результате отмечено, что качество дошкольного образования сегодня контролируется по входным параметрам: сеть, качественно-количественный состав педагогов, МТБ, наличие программ, планов и пр. Уровень готовности выпускников на выходе определяется по результатам внутреннего мониторинга, методику которого самостоятельно выбирает дошкольная организация. Причем 57% ДО применяет «Методику оценки и измерения качества освоения и усвоения детьми базового содержания дошкольных образовательных программ» (Астана, 2004), 24% - «Систему индикаторов компетентностного развития детей от 1 года до 6 лет» (Костанай, 2010), 19% - другие диагностики.

Отсутствие стандартизированного инструментария часто ведет к необъективности  данных при том, что показатели итогового мониторинга превышают начальный уровень компетентностей детей на 50-70%.

В результате валидность внутренней оценки не может быть установлена внешними экспертами каким-либо прямым замером или тестированием детей (Правила государственной аттестации организаций образования, п.25). Госконтроль уровня готовности воспитанников основан на опосредованных данных - опросе сотрудников, родителей и материалах самооценки дошкольных организаций. По мнению заместителя председателя ККСОН Т.Н. Даирова «…внутреннее оценивание носит субъективный характер, потому что в конечном итоге зависит от уровня подготовки и личных подходов оценивающего. Чтобы повысить объективность оценивания, проводятся процедуры внешних замеров, такие как ВОУД, ЕНТ, КТА. Максимальная эффективность достижима только при сопоставлении и анализе результатов внутреннего и внешнего оценивания».

Изучение международного опыта стран указывает на наличие тренда внешней итоговой аттестации выпускников дошкольных организаций. Так, если среди стран ОЭСР в 2012 году было 5 стран, использовавших прямое тестирование детей дошкольного возраста, то сейчас их число составило 7. Единый стандартизированный инструмент оценки достижений детей дошкольного возраста позволяет обеспечивать баланс готовности детей по всей стране. В Австралии, некоторых территориях Канады и США данные собираются каждые 2-3 года и составляют основу анализа достижения основных целей Национальных стратегий развития дошкольного образования.

Кроме того, во Всеобъемлющем индексе развития ребенка ЮНЕСКО 2014 года и исследовании образования детей младшего возраста Международной ассоциации оценки образовательных достижений (IEA) 2013 года включены параметры по соответствию детей целям дошкольного образования.

По данным исследования ИАЦ в Казахстане в 70% ДО при итоговой оценке достижений воспитанников используются косвенные методы оценивания (наблюдение, портфолио и пр.), в 30% - прямое тестирование. На современном этапе назрела необходимость унификации внутренней оценки качества в организациях дошкольного образования, а также включения в систему государственного мониторинга и контроля внешних оценочных процедур.

МОН РК ведется работа в рамках повышения качественной подготовки детей к школе и совершенствованию системы ДВО. В проект Государственной программы развития образования и науки на 2016-2020 годы включен индикатор «Доля детей, обладающих достаточным уровнем навыков и умений для обучения в школе по новым стандартам». Государственный общеобязательный стандарт ДВО дополнен требованиями к уровню компетентностного развития детей 6-7 лет. Проходят апробацию «Общеобразовательная типовая программа дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан» и «Образовательная программа предшкольной подготовки детей». Информационно-аналитический центр разработал методику оценки качества предшкольной подготовки детей в ДО с универсальной Картой готовности ребенка к школе и интегрированным диагностическим инструментарием. Продолжение исследования в 2016-2017 годах ориентировано на создание национального рейтинга ДВО.

Данные меры помогут четко ответить на вопрос о школьной готовности детей, открыть информационный доступ к результатам для стейкхолдеров и модернизировать преемственность дошкольного и начального уровней образования в Республике Казахстан.

Источники:

1. OECD (2013), PISA 2012 Results: Excellence Through Equity: Giving Every Student the Chance to Succeed (Volume II), PISA, OECD Publishing;

2. The development status of children varies widely among countries and is weakest in the areas of literacy and numeracy. http://data.unicef.org/ecd/development-status/;

3. Правила государственной аттестации организаций образования (ППРК от 24 декабря 2007 года №1270);

Главный аналитик. Департамент развития дошкольного обучения и воспитания