Вы здесь

Индикаторы и показатели: пункт назначения или путь, который необходимо пройти

Версия для печатиPDF version

ж. «Образование», спец.выпуск, октябрь 2016 год

«Только подсчитав неподсчитанное, мы сможем достичь недостигнутое»
Цели развития тысячелетия: доклад за 2015 год. ООН. Нью-Йорк
 

Что сегодня определяет конкурентоспособность университета? Вопрос, конечно, риторический. Профессиональное сообщество «оценщиков», несомненно, обозначит критерии рейтинга международных и национальных аккредитационных агентств. Позиция в них стала визитной карточкой многих университетов. Редактор рейтинга британского журнала Times Higher Education Фил Бейти отмечает, что "Репутация - это мировая валюта в области высшего образования"[1].

Указывать вузы и перечислять их показатели в таких рейтингах не предмет данной статьи. Обозначим лишь, что наиболее ключевыми аспектами оценки являются не только образовательная, но и научная составляющая университета. Для вузов постсоветских стран все еще высокой планкой остаются критерии интернационализации и публикационной активности. И здесь важно не искать слова оправдания. Академическое сообщество понимает, что 21 век расставляет совсем иные приоритеты. «Мировая экономика неизбежно будет двигаться в сторону все большей интеграции и углубления региональной экономический специализации. Это значит, что уже сейчас нельзя сказать, в какой стране произведено то или иное сложное изделие, если автомобиль или компьютер сделан в Японии, то его компоненты поставляют три десятка стран мира, а нужное для их изготовления сырье – примерно сорок стран. Работники будущего должны будут уметь работать в мультиязычных и мультикультурных средах»[2].

Поэтому с учетом глобальных тенденций и новых вызовов времени в перспективе технологии оценки должны учитывать четыре ключевых блока.

Первый. Критерии уровня сформированности профессиональных и исследовательских навыков обучающихся. Это потребует разработку новых замеров теоретических знаний и практических компетенций.

Второй. Маркетинговая политика вуза, в том числе привлечение и удержание ППС. Инновационность и оригинальность образовательных программ.

Третий. Социальная инклюзия - наработанный опыт предоставления различных льгот и поддержка студентов, в том числе и для молодежи с особыми образовательными потребностями.

И, четвертое - условия для академической работы, как студентов, так и их наставников. Новейшие лаборатории и учебные кабинеты, которые мотивируют не только на активный процесс «освоения» заданных стандартов обучения, но и на исследования и открытия.

Сегодня «копилка» интегральной оценки университетов традиционно содержит статистические параметры (доля, коэффициент, соотношение и др.) и результаты опроса ключевых заказчиков (работодатели) и потребителей (обучающиеся и их родители). Безусловно, независимая профессиональная оценка должна предоставлять максимально достоверную информацию о «жизнедеятельности» университетов. И найти уникальный тандем статистических и опросных показателей - это, конечно, мастерство команды экспертов международных и национальных аккредитационных агентств.

В практике казахстанского государственного планирования ориентиры и планку (прогнозные значения) задает заказчик. И это, некоторым образом, оправдано - государство заинтересовано в эффективности вложенных инвестиций. Вместе с тем в такой иерархии управления вузы занимают более наблюдательную позицию, в то время как с их стороны необходима профессиональная инициатива со стороны высшей школы.

Если на каждом этапе стратегически верно определить траекторию движения вперед (целевой индикатор), тактически профессионально выработать ориентиры (показатели) и оперативно «сработать» на результат (мероприятия) успех будет обеспечен.  Пожалуй, это один из ключевых аспектов управления результатами.

В этой логической схеме некоторые затруднения вызывает процесс разработки и выбор показателей. В практике индикативного управления показатель должен быть направлен на достижение обозначенной задачи. Тогда как, к примеру, оценить «вклад» обозначенного в программном документе показателя «Доля вузов, в которых функционируют органы корпоративного управления (наблюдательные советы, попечительские советы и советы директоров), от общего числа вузов» в достижении задачи «Усовершенствование менеджмента и мониторинга развития высшего и послевузовского образования» не предоставляется возможным. Показатель носит скорее информативный характер.

Более результативным может стать показатель «Доля вузов, опубликовавших в СМИ финансово-хозяйственные отчеты». И это должен быть не формальный отчет перед государственными органами (как и куда потратили деньги). У университета есть возможность продемонстрировать уровень управленческого потенциала - какие еще механизмы позволяют ему зарабатывать для своего развития в жестких рыночных условиях. В практике зарубежных вузов ежегодные финансовые доклады воспринимаются обществом как этические обязательства руководства не только перед студентами и их родителями, но и преподавателями. Такой конструктивный опыт демонстрируют американские университеты. К примеру, публичные финансовые отчеты частного Университета Дьюка и государственного института Северной Каролины (Chapel Hill) доступны на вебсайтах университетов (www.trustees.duke.edu и www.unc.edu/budget/).

Немногие казахстанские университеты имеют опыт предоставления открытой информации населению. Эта задача обозначена Главой государства в Плане нации -  100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ – «Внедрение практики ежегодных отчетов о результатах деятельности руководителей национальных вузов перед учащимися, работодателями, представителями общественности и СМИ». В то же время, инициатива всех других вузов страны в данном вопросе только бы приветствовалась. И было бы логичным интегрировать такие задачи в программные документы сферы образования.

Определение прогнозных значений показателей также является слабым звеном стратегического планирования. Здесь эксперты учитывают такие «факторы влияния» как демография и миграция, финансовые и другие риски. Однако вопросы подготовки кадров, соответствующих приоритетам современной экономики и социальной политики, все еще актуальны. Статистические данные свидетельствуют об увеличении доли дипломированных специалистов среди безработного населения страны. «За 5 лет доля безработного населения с высшим образованием выросла на 5% со средним профессиональным (специальным) - на 6,9%»[3].

Одной из причин не востребованности специалистов с третичным образованием (колледжи и вузы) могут стать нарастающие изменения на рынке труда. «Профессии тоже стареют и умирают. Этот процесс естественен, он происходит при любой смене технологических циклов… Но если раньше циклы были длиною в десятки, а то и сотни лет, то теперь их продолжительность не превышает 10-15 лет. И хотя «старение» профессий не происходит мгновенно, лучше узнать о «кандидатах на пенсию» как можно раньше, а не тогда, когда получил «пенсионную карту»[4].

Вопросы подготовки кадров с перспективами развития мировых рынков труда активно комментируется международными экспертами. Московским Агентством стратегических инициатив в аналитической работе «Атлас новых профессий» представлена информация о вузах России, которые уже сейчас начали подготовку специалистов будущего. К примеру, такие вузы как МГТУ им. Н.Э.Баумана, Московский энергетический институт, Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ по заказу отрасли «Энергетика» начали подготовку специалистов «Проектант систем рекуперации» (разработка технологических решений для «улавливания» избыточной энергии движущихся средств (железнодорожный и автомобильный транспорт, метро).

Поэтому межсекторальность показателей была и остается наиболее острым аспектом стратегического планирования. При выборе такого целевого индикатора как «Доля выпускников вузов, обучившихся по государственному образовательному заказу, трудоустроенных в первый год после окончания вуза по специальности» необходима четкая идентификация рисков и распределение зоны ответственности государственных органов. Это требует согласованных и синхронизированных действий всех заинтересованных сторон.

Этот индикатор включает более «выходные» данные (Output) - для государства (гранты) и родителей (бюджет семьи) это означает, что финансовые средства потрачены не зря. Но насколько успешно реализовали себя выпускники вузов на рынке труда и уровень удовлетворенности работодателей их подготовкой можно будет замерить только показателем эффекта (Outcomes).  К примеру, «90% казахстанского бизнес-сообщества отмечают высокий уровень подготовки специалистов» (итоги опроса).

В идеале государство финансирует вузы через гранты либо студент платит посредством родительских денег не за N-количество лет обучения. По большому счету они заинтересованы в отложенном результате – успешные специалисты с высоким уровнем навыков и индивидуальной производительности. Это не просто обеспечивает репутацию университету - такой человеческий капитал предопределяет процветание страны и благополучие нации.

Как известно, пять показателей высшей школы вносят свой «личный» вклад в позиционирование Казахстана в рейтинге Глобального индекса конкурентоспособности Всемирного экономического форума. Это один статистический (охват населения третичным образованием (МСКО 5, 6, 7, 8) и 4 опросных (доступность исследовательских и образовательных услуг, качество системы образования, сотрудничество университетов и бизнеса в сфере НИОКР, качество школ менеджмента).

Ежегодно результаты ГИК широко обсуждаются профессиональным сообществом. Напомним лишь, что в сравнении с 2014 годом в ГИК-2015 прогресс высшей школы страны на 11 позиций зафиксирован только по показателю «Доступность исследовательских и образовательных услуг» (55 место). Стабильными остаются позиции показателя «Сотрудничество университетов и бизнеса в сфере НИОКР» (88 место).

Роль развития высшей школы в обеспечении конкурентоспособности государства очевидна. Поэтому четкое понимание вузами своей глобальной миссии неоценимо. Стратегия развития вуза - это не пункт назначения, а путь, который надо пройти, - и, по возможности, без ошибок и потерь. И использование обоснованных целевых индикаторов и показателей должно стать отправной точкой движения вперед.


[2] Атлас новых профессий. Вторая редакция. Агентство стратегических инициатив. Москва,  2015.
[3] Национальный доклад о состоянии и развитии системы образования РК, 2016год
[4] Атлас новых профессий. Вторая редакция. Агентство стратегических инициатив. Москва.2015.