Вы здесь

Как «чешский феномен» поможет реформам в управлении вузами Казахстана?

Версия для печатиPDF version

Высшая школа Казахстана, №4, 2015. С.67-69

На мировой карте высшего образования в последние годы появились новые игроки. Незамеченные в мировых рейтингах страны и отдельные университеты смогли за короткий срок провести стремительные и качественные преобразования, стать центрами превосходства наряду с признанными лидерами. Из числа новых знаменитостей – Национальный университет Сингапура, Гонконгский институт науки и технологий, Олин колледж в США. Ведущие мировые эксперты сейчас включают в этот список Назарбаев Университет.

Одна из стран, ставшей в один ряд с признанными образовательными державами - Чехия. Здесь проведена полная перезагрузка вузовской системы. Принята политика приоритетного государственного финансирования образования и науки, реформировано управление вузами. Немного цифр. Государственные расходы на образование в Чехии  по отношению к ВВП страны в 3 раза больше по сравнению с РК. Затраты на 1 студента к ВВП на душу населения превышают показатели Казахстана в 7,5 раз [1].

После принятого в 1989 году Закона о высшем образовании стратегические решения в вузах Чехии принимаются Попечительскими советами. Государственные вузы получили свои здания в собственность. Обеспечены условия для предпринимательской деятельности. Министерство ограничивает свои полномочия определением общих направлений развития вузовской системы через финансирование и аккредитацию. Университеты в стране получили организационную и идеологическую самостоятельность [2]. Успех стремительных реформ определен, конечно, высоким довоенным уровнем высшего образования. Карлов университет в Праге считается одним из старейших в Европе и входит в топ-300 Шанхайского рейтинга. 

Вернуть славу чешского высшего образования получилось достаточно быстро. Сейчас Чехия – признанный международный бренд в образовании, который стремятся получить свыше 40 тыс. иностранных студентов ежегодно [3]. Это в 9 раз больше показателей 15-летней давности. Одна из причин – предоставление бесплатного обучения для программ на чешском языке любому желающему. Университеты также привлекают лучших студентов интересными образовательными программами на английском языке и талантливой профессурой.

Высшее образование Чехии - лучшее среди  постсоциалистических стран и по уровню развития соперничает с признанным грандом – Южной Кореей. В рейтинге систем высшего образования Universitas21 (U21) Чешская Республика занимает самую высокую 23-ю позицию из 11 постсоциалистических стран [4].

Рейтинг U21 оценивает системы по вложенным в высшее образование ресурсам, результативности в виде научных публикаций и показателям трудоустройства выпускников, международному сотрудничеству и качеству государственного управления вузовским сектором.

Казахстан в неофициальном рейтинге в 2014 году занял только 47 место из 51-го из-за показателей по финансированию высшего образования и науки, их международной конкурентоспособности, нормативной базы управления системой.

Исследование, проведенное Информационно-аналитическим центром МОН РК показало, что в нашей стране еще предстоит большая и длительная работа по расширению самостоятельности вузов (см.рис.1). На рисунке представлены некоторые результаты диагностической оценки уровня самостоятельности вузов Казахстана в академической, организационной, кадровой и финансовой сферах. Диагностика проведена экспертами нашей проектной группы на основе расчетной шкалы 29 индикаторов Европейской ассоциации университетов (EUA - European University Association). Представлены показатели Казахстана по 9 ключевым индикаторам. За максимально-высокий показатель самостоятельности принят показатель в 100%. Исходя из количества показателей в каждом из индикаторов рассчитывалось их значение также в процентах.

По результатам проведенного в рамках исследования опроса в казахстанских вузах выяснились системные вопросы неготовности высших учебных заведений к реформам. Преподаватели и сотрудники показали низкую степень профессиональной готовности к гибкой формы управления высшими учебными заведениями. 41% опрошенных не знакомы с опытом децентрализованного управления университетами в мире. 52% респондентов  не готовы к разработке собственных образовательных программ.

Внедрению финансовой cамостоятельности будет препятствовать пассивность. В академической среде преобладает стремление распределять государственные ресурсы. На это указали 93,2% опрошенных. Практически все преподаватели и сотрудники (это 99,8% респондентов) не готовы к проявлению стратегической инициативы и расширению предоставляемых научных услуг.  Действующие институты общественного управления работают пока формально. Почти 30% опрошенных сотрудников национальных вузов не знают о существовании в них  Наблюдательных советов.

Поэтому в ближней перспективе необходимо продолжить профессиональную подготовку членов советов, преподавателей и сотрудников.

Требуется сформировать в руководителях государственных вузов новые навыки для работы в условиях расширяющейся самостоятельности.

Как известно, на качество высшего образования влияет его «возраст». Если чешской и иным европейским системам  уже свыше 700 лет, то казахстанской – лишь 80 с лишним.  

Кейс Чехии демонстрирует действенность выверенной образовательной политики. Ряд других постсоциалистических стран – Словения, Венгрия. Польша – применяют схожие механизмы, но с меньшим успехом. В приведенном профиле стран Центральной и Восточной Европы тем не менее налицо корреляция высокого уровня развития высшего образования и экономики (см.рис.2). На рисунке, помимо данных по ВВП на душу населения в 11 постсоциалистических странах, вошедших в рейтинг U21, показаны их позиции в Глобальном индексе конкурентоспособности и Индексе человеческого развития. Также обозначены ключевые показатели финансирования высшего образования, охвата третичным образованием [5]. 5 стран из представленного списка входят в «клуб» высокоразвитых государств ОЭСР (Венгрия, Словакия, Словения, Чехия, Польша).

Контекст этих стран еще не вошел в поле зрения казахстанских экспертов и не учитывается при проведении реформ в Казахстане за счет ориентации на высокоразвитые государства. Думается, что модернизация системы высшего образования в Казахстане с использованием практик англо-саксонских стран не всегда оправдана из-за различий в истории, экономическом и общественном развитии.

Между тем  Центрально/Восточно-Европейский регион в последние 25 лет представляет собой конгломерат разнообразных инноваций в университетском секторе. Эти практики уже апробированы в «понятных» условиях и даже подтвердили либо опровергли свою результативность.

В Словении, например, вузам дано право самостоятельного приема для отбора мотивированных студентов [6]. В Сербии соблюдение Кодекса этики включается в аккредитационные требования. Для обучения в докторантуре и повышения ее признания здесь создаются объединения со странами, ранее входящими в социалистическую Югославию [7]. В Польше частный сектор стоит перед проблемой выживания из-за резкого снижения контингента студентов к 2025 году [8]. Ожидается разработка механизмов на  государственном уровне.

Есть и неудачные примеры. В Словении реформа по выборам ректоров и деканов академическим сообществом с участием студентов ослабила  исполнительную власть в вузах [6]. 

Бенчмаркинг на основе практики постсоциалистических стран может стать эффективным инструментом совершенствования образовательной системы Казахстана для достижения стандартов ОЭСР. С учетом опыта постсоциалистических стран, которые имеют схожие с Казахстаном политические и общественные черты, возможна разработка «работающих» подходов к улучшению качества высшего образования в Казахстане.  

Источники

1. Worldbank. Data.  http://data.worldbank.org/indicator/SE.XPD.TERT.PC.ZS  

2. Ян Словак. НИР и высшее образование – вопросы, относящиеся к государственному управлению. http://www.fa.ru/faculty/mis/research/pages/ii_conf.aspx  

3. UNESCO. Statistics. http://data.uis.unesco.org/Index.aspx?queryid=182

4. Universitas21.U21 Ranking of National Higher Education Systems  http://universitas21.com/article/projects/details/152/u21-ranking-of-national-higher-education-systems

5. Universitas21.U21 Ranking of National Higher Education Systems  http://universitas21.com/article/projects/details/152/u21-ranking-of-national-higher-education-systems; UNESCO. Statistics. Education. http://data.uis.unesco.org/Index.aspx?queryid=181; World bank. Data. http://data.worldbank.org/indicator/SE.XPD.TERT.PC.ZS?page=1; http://data.worldbank.org/indicator/SE.XPD.TOTL.GD.ZS; World Economic Forum. The Global Competitiveness Report 2014-2015 http://www.weforum.org/reports/global-competitiveness-report-2014-2015; UNDP. Доклад о человеческом развитии 2014.  http://hdr.undp.org/sites/default/files/hdr14_a_full_rus_21-01-15_0.pdf

6.   Филип Г.Альтбах. Вызовы при создании университета мирового класса: Уроки из Словении. Международное высшее образование. http://www.ihe.nkaoko.kz/archive/284/2487/

7. Стаменка Увалич-Трумбич. Сербия: новая стратегия высшего образования. Международное высшее образование. http://www.ihe.nkaoko.kz/archive/284/2488/

8. Джоанна Мазиэл Садилек. Ведущие частные вузы Польши: перед лицом демографического спада. Международное высшее образование. http://www.ihe.nkaoko.kz/archive/330/2661