Вы здесь

Мечта стала реальностью

Версия для печатиPDF version

Информационно-аналитический журнал "Болашак" №4/39/16

- Серик Азтаевич, Вы стояли у истоков создания программы «Болашак». С чего все начиналось? Как возникла идея отправлять казахстанских студентов за современными знаниями за рубеж? На какой международный опыт опирались при принятии данного решения? С какими трудностями пришлось столкнуться?

- Сразу уточню, что я не стоял у истоков создания программы «Болашак». У истоков ее создания был единственный человек, инициировавший эту программу – наш Первый Президент. 5 ноября 1993 года им было подписано постановления «Об учреждении международной стипендии Президента Республики Казахстан «Болашак» для подготовки кадров за рубежом». Обучение в лучших университетах мира – мечта многих казахстанских юношей и девушек – впервые стала реальностью.

Появление программы было закономерным и своевременным. Завершался второй год образования нашего независимого государства, которое встало на путь свободных рыночных отношений в экономике, на путь демократии и равноправного вхождения в мировое сообщество. Казахстан провозгласил себя независимым суверенным государством. Стояли сложные, трудновыполнимые задачи по консолидации общества, переориентированию экономики на рыночные отношения, а также множество других проблем, свойственных государствам, чьи экономические связи нарушены, а политический строй трансформируется. Требовалось претворение в жизнь многих реформ. Возникло несоответствие между задачами, которые стояли перед республикой эти задачи решать, и наличием кадров, способных. Стало очевидным, что республике потребуется восполнить нехватку специалистов, обучая талантливую молодежь за рубежом.

История изобилует фактами, когда в переломные моменты развития государств их лидеры принимали экстренные и решительные по форме и верные по сути решения. Наибольший успех достигался там, где кардинально решались вопросы подготовки исполнителей стратегии реформ. С решением этих вопросов сталкивались Россия «петровской» эпохи, послевоенная Япония, Сингапур, современный Китай. Способ решения этих проблем был простым – обучение талантливой молодежи в лучших учебных  заведениях лидирующих стран мира, доказавших свою экономическую и социально-политическую состоятельность и лидерство.

Способ решения этих проблем был простым – обучение талантливой молодежи в лучших учебных заведениях лидирующих стран мира

Общеизвестен факт обучения «петровских птенцов» в странах Европы. В 1696 году Петр І издал указ об обучении дворянской молодежи за границей. Обучение прошли около тысячи человек. Большинство из них заняли впоследствии важные посты на госслужбе и обеспечили России форсированное развитие.

На постсоветском пространстве программа «Болашак» была первой. Вслед за ней были созданы программы «Кадры ХХІ века» в Кыргызстане (1995г.), программа фонда «Умид» в Узбекистане (1997г.). В Азербайджане (по примеру Казахстана) с 2007 года действует «Госпрограмма обучения за рубежом» (5 тыс. стипендий).

А мне вместе с моими коллегами посчастливилось участвовать в реализации программы «Болашак» на самом начальном ее этапе. Все начиналось по-деловому. Мы испытывали энтузиазм и даже волнение. Ведь это было совершенно новое для всех нас дело.

Программе уделялось много внимания, поэтому особых трудностей в ее реализации не было. Главными сложностями были абсолютная новизна, отсутствие опыта и большой ажиотаж.

- Насколько это было необходимо в такое экономически сложное для страны время?

- Действительно, в начале 90-х годов прошлого века Казахстан находился в тяжелых экономических и социальных условиях. Разрыв хозяйственных связей привел к двойному сокращению объема производства. ВВП страны уменшился к 1994 году на 33%.

С распадом Советского Союза в Казахстане остро встала проблема "утечки мозгов", за первые восемь лет суверенитета страну покинули 2,8 млн. человек с высоким уровнем образования и профессиональными навыками в индустриальной сфере. Республику покидали специалисты и профессионалы, они уезжали в ближнее и дальнее зарубежье. Причинами оттока людей были желание вернуться на историческую родину, поиск лучшей доли, неуверенность в собственном будущем.

Сокращение госрасходов на систему образования и науки с 6,8% ВВП в 1990г. до 2,9% в 1994г. привело к оттоку квалифицированных научных и педагогических кадров.

И вдруг в этих сложных условиях наш Президент принимает решение о программе «Болашак».

Признаюсь, многие вначале задавали себе вопрос: «Зачем?». Звучали голоса из академической среды – о том, что необходимо укреплять собственные вузы, а не тратить деньги на обучение тех, кто может не вернуться.

Но только время дает правильные ответы на все вопросы и сомнения. Умение правильно смотреть вперед, принимать нестандартные и, как потом выясняется, единственно правильные решения – это то, что всегда отличает Лидера нации. И программа «Болашак» не стала исключением. Уже в конце 90-х годов прошлого века она стала основным источником кадрового обеспечения новой политической и административной системы управления государством в новых экономических условиях.

- Начало 90-х – время, когда только открывались границы, не страшно ли было отправлять молодых людей в «неизвестность»?

- К этому времени мир уже два года как был открыт для нас. Он оказался не таким уж и страшным. Поэтому особых страхов перед «заграницей» не было. Конечно, немного переживали за наших молодых людей, выезжавших впервые. Но была и уверенность в том, что они будут достойно учиться и представлять Казахстан, потому что отбор был достаточно серьезным.

- Расскажите о первом потоке. Как много было первых болашаковцев? Есть ли те, кто Вам запомнился больше? Как проводился отбор? Как информировали население о наборе на стипендию «Болашак»?

У меня до сих пор сохранились списки первого набора. Отбирали кандидатов практически по той же методике, что и сейчас. Было тестирование, собеседование. Население широко информировали через СМИ. В результате в 1994 году на учебу в США поехали 120 человек, в Великобританию – 32, в Германию – 29 и во Францию – 8.

Всего 189 стипендиатов. Это был один из самых «звездных» наборов. Их имена и фамилии сейчас знакомы многим: Магжан Ауэзов, Бауржан Байбек, Азамат Абдымомунов, кардиохирург Дмитрий Горбунов и многие другие прекрасные парни и девушки, которые сейчас уже зрелые люди.

- Программа «Болашак» является практически ровесницей независимости Казахстана. На Ваш взгляд, как программа повлияла на становление молодого государства? Какой вклад внесла в его развитие? Какие положительные результаты были достигнуты за этот период? Что дали «болашаковцы» стране (с точкки зрения управленческих навыков, новых технологий, научных достижений и т.д.).

- Программа «Болашак» оказала многоуровневый и мультипликативный эффект на развитие Казахстана. Выпускниками являются более 9 тыс. человек. Большинство из них уже вернулись и вносят свой вклад в развитие Казахстана, проходят обязательную отработку в госструктурах, в бизнесе, в международных и других организациях.

Сформировано новое поколение профессионалов, принявших активное участие в ускоренной модернизации всех отраслей и сфер.

Выпускники программы «Болашак» приняли участие: в разработке новой модели госслужбы на основе принципов меритократии; институализации инновационных структур (холдинги «Байтерек» и «Парасат», НАТР, АО «НИТ» и др.); внедрении современного стратегического планирования и менеджмента; модернизации системы высшего образования (кредитная технология обучения, трехуровневая система подготовки кадров: бакалавриат, магистратура, докторантура PhD); развитии новых направлений отечественной медицины (детская кардиохирургия, трансплантология), внедрении международных стандартов качеств и безопасности пациентов; внедрении кризис-менеджмента, привлечении инвестиций и прогнозе ситуации на финансовом рынке, совершенствовании банковского сектора.

Выпускники «Болашак» создали «здоровую» конкуренцию на рынке труда, способствуя повышению качества человеческого капитала в стране. Общество приобрело серьезный инструмент «социального лифта» для одаренных молодых людей, в том числе из регионов и малоимущих семей. В социальном срезе у 60 % стипендиатов родители работают в бюджетных организациях, пенсионеры, безработные, военнослужащие и др. У 2% родителей нет. У 38% - родители работают в частных структурах.

Ассоциация выпускников «Болашак» реализует множество социально значимых проектов. Ежегодно Ассоциацией организуются ярмарки вакансий. Действует практика автоматического приема на резерв госслужбы.

Стипендия «Болашак» признана лучшей стипендиальной программой среди 11 подобных на VIII международной конференции Going Global в Майами (2014г.).

Если говорить об экономическом эффекте программы «Болашак», то имеется общепризнанное и доказанное утверждение о том, что 1 доллар, вложенный в профессиональное образование, дает 2 доллара опосредованной прибыли для государства. Я точных затрат на программу не знаю. Но если, к примеру, на программу «Болашак» за все время ее существования затрачено 150 млрд. тенге, то ее экономический эффект составляет для Казахстана 300 млрд.тенге. И этот эффект будет только расти – вместе с успехами выпускников программы.