Вы здесь

Международный тест PIRLS – вопросы на «вырост»

Версия для печатиPDF version

Проект: 

 газета "Білімді ел - Образованная страна", март, 2016г.

16 видов знаний и навыков успешного в 21 веке человека обозначил Всемирный Экономический Форум в Международном отчете «Новый взгляд на образование». В блок «Компетенции» и «Черты характера» включены навыки общения и креативность, критическое мышление и работа в команде, любознательность и инициативность, социальная и культурная осведомленность.

Международные эксперты вывели рейтинг стран по трем блокам жизненных навыков человека. Казахстан находится в группе стран с низким уровнем познавательного и эмоционального интеллекта школьников. Доказательной базой стали результаты международных исследований PISA, TIMSS и PIRLS (в PISA-2012 казахстанские 15-летние обучающиеся показали низкий уровень читательских компетенций).

Факт того, что читательские компетенции человека определяют его коммуникативные навыки, является бесспорным. Всегда приятно вести разговор с «начитанным» человеком. Об известном в педагогической практике тренде - высокий уровень читательских компетенций в начальной школе – залог успешного обучения в основной школе – рассказывать и не стоит.

Три года назад на 1-ом съезде филологов Казахстана мы представили педагогической общественности еще один международный проект PIRLS-2016 (Progress in International Reading Literacy Study). Тестовые задания, вышедшие из режима конфиденциальности, были переведены на казахский и русский языки, доведены до педагогической общественности. К этой работе подключились институты повышения квалификации педагогических кадров.

На сегодня выборка участников проекта завершена. Через 20 дней 5 008 четвероклассников 172 школ представят Казахстан среди 250 000 младших школьников 50 стран мира.

Выборка участников является представительной. Это позволяет экстраполировать полученные результаты на всю генеральную совокупность учащихся 4-х классов страны.

Для всех стран установлено единое время - 80 минут с 10 минутным перерывом. Каждому участнику будут представлены всего два текста. Это художественные, как правило, забавная история или сказка, и тексты научно-популярного направления.

Оцениваются четыре группы читательских навыков - определить главную мысль, время и место действия, сопоставить и интерпретировать информацию, сформулировать вывод и обосновать ответ.

Каждой группе читательских умений соответствует определенное количество тестовых заданий. Это по 20% вопросов, направленных на навыки школьников извлекать главную мысль текста, и оценки его языковых особенностей, по 30% - интерпретация содержания, формулирование выводов и аргументирование ответа. Всего от 12 до 15 различных по сложности заданий.  В одних требуется выбрать правильный ответ из четырех возможных, в других - коротко его обосновать.

Технология исследования позволяет нам одновременно получить фоновую информацию. В анкетном опросе примут участие родители четвероклассников, классные руководители и директора школ.

Несомненно, образовательные ресурсы семьи вносят если не преимущественный, то значительный вклад в формирование культуры чтения детей. При этом профессионализм команды педагогов компенсировать слабые «домашние ресурсы» и поддержать стартовые позиции младших школьников не только через предметы литературы и языка актуальна.

Международные эксперты проведут расчет показателя уровня читательских навыков четвероклассников с такими параметрами как наличие домашней библиотеки и установки родителей в отношении чтения, различий языковой среды в школе и дома, профессиональных характеристик учителей и их подходов к обучению.

Контекстный анализ выполнения школьниками международного теста позволит также вывести Индекс ASR (Index of Availability of School Resources). Индекс доступности школьных ресурсов рассчитывается не только показателями материально-технической базы, но и индикаторами способности администрации организовать работу школы.

Несомненно, участие Казахстана в PIRLS - беспрецедентное стратегическое решение. Извлеченные уроки позволят привнести значительный вклад в разработке новых подходов в формировании навыков  компетентного читателя.

Формула успеха школьников Японии, Кореи, Китая, Сингапура в международных экзаменах TIMSS, PISA, PIRLS в их жизненном девизе – настойчивость и лидерство, знать математику, быть сильным в физике и, конечно, навыки чтения!

Пожелаем нашим четвероклашкам успешного выполнения теста PIRLS!