Вы здесь

Модернизация школьного образования при поддержке Всемирного банка: международный опыт и перспективы в Казахстане

Версия для печатиPDF version

"Білімді ел - Образованная стрна" №22(59) от 22 ноября 2016г.

Всемирный банк (ВБ) был создан в 1944 году и сейчас объединяет 182 государства-акционера. Одной из его первых задач стала финансовая поддержка в восстановлении после Второй мировой войны Западной Европы и Японии. Первый кредит ВБ был выдан 9 мая 1947 года в размере $250 млн Франции на реконструкцию экономики. Всего с 1947 года Всемирный банк реализовал свыше 12 тыс. проектов в 173 странах, из них в сфере образования – более 2 тыс. проектов на сумму $159 млрд.

Сегодня Всемирный банк является одним из важных источников финансовой, технической и консалтинговой помощи странам всего мира. Банк финансирует правительства стран через предоставление займов сроком до 40 лет и безвозмездных грантов. Наряду с этим ВБ дает рекомендации по улучшению положения дел в проблемной сфере той или иной страны.

Последние 10 лет особым фокусом политики Всемирного банка стала социальная проблематика. Две основные его миссии – снижение крайней нищеты и содействие всеобщему процветанию и большей справедливости в развивающихся странах. В рамках этой работы основное внимание ВБ было уделено содействию в достижении целей развития тысячелетия (ЦРТ), реализуя программы и проекты в этом направлении.

В сентябре 2015 года на Генеральной Ассамблее ООН 193 странами мира, в том числе Казахстаном, приняты обязательства по достижению 17 новых Глобальных целей в области устойчивого развития до 2030 года (ЦУР). Одна из целей устойчивого развития целиком посвящена образованию – «Обеспечение всеобщего и справедливого качественного образования и обучения на протяжении всей жизни для всех». Во всем мире уже давно сложилось понимание того, что рост, развитие и сокращение бедности напрямую зависят от знаний и навыков, которые люди приобретают во время обучения. В этой связи банк усиливает акцент на развитие качественной системы образования и имеет успешные результаты. Так, благодаря проектам и программам ВБ, только за последние 30 лет неграмотность взрослого населения в развивающихся странах была сокращена почти в 2 раза, с 47 до 25%.

Более того, результаты измерений показывают, что успех деятельности банка был достигнут как в обеспечении высокой производительности труда, так и развитии человеческого потенциала, ключевым фактором которого является именно сфера образования.

Самым большим проектом ВБ в сфере образования является займ для Мексики на сумму $700 млн. Цель проекта включала совершенствование гибкости среднего образования, повышение качества и значимости образования. Проект позволил создать целевую программу стипендий для бедных учащихся старших классов: в 2009 году было охвачено 320 тыс. учащихся, 120 тыс. учителей прошли универсальную подготовку. Также были расширены школьные программы грантов: по программе качественных школ на 18 тыс. (2006 г. – 21 тыс., 2009 г. – 39 тыс.) и поддержке менеджмента школ охвачены 67 тыс. беднейших школ, предоставлены основные школьные принадлежности около 5 млн учащимся бедного и коренного населения.

Одним из примеров успешной деятельности ВБ на постсоветском пространстве является «Проект реформирования образования» в России, завершенный в 2006 году (сумма займа – $50 млн). С помощью проекта было внедрено подушевое финансирование в трех пилотных регионах (охват от 61% до 100% школ) и обеспечена его преемственность в 22 других «грантовых» регионах. С учетом данного механизма была проведена реструктуризация школьной сети, которая обеспечила более справедливое распределение ресурсов школам и увеличила привлечение внебюджетных средств, а также позволила сельским школьникам получить доступ к более качественному образованию и выбрать специализацию (профиль).

Проект содействовал участию РФ в PISA и TIMSS 2003 года, были разработаны программа обучения и учебные материалы подготовки региональных кадров для контроля качества. В результате реорганизации начального ТиПО доля студентов, финансируемых предприятиями, увеличилась с 43% в 2003 году до 70% в 2006 году, а доля студентов, работающих по договору с работодателями, с 11% до 25% в тот же период.

Поддержка ВБ привела к равному доступу среднего образования в Афганистане. Конфликт и последующее правление талибов разрушили систему образования Афганистана. Финансирование при поддержке банка изменило это. В общей сложности охват школьным образованием в Афганистане вырос с менее чем 1,2 до 7,1 миллиона. Кроме того, были построены и восстановлены сотни школ, обучено более 100 тыс. учителей.

Практика получения займа Всемирного банка не является нововведением для Казахстана. Позитивное сотрудничество РК и банка насчитывает более 20 лет, начиная с 1993 года. За этот период в Казахстане завершены 37 проектов, один из них – в образовании. Сейчас в реализации – 18 (два – в образовании), идет подготовка еще по 7 проектам (один – в образовании).

Чем для нас интересен проект Всемирного банка? Сегодня это не только источник «дешевых» и долгосрочных финансов, но и высокие стандарты работы, результативные проекты, которые доказали свою эффективность в более чем 100 странах мира. В структуре ВБ работают лучшие мировые эксперты, имеющие опыт проведения успешных проектов в развитых и развивающихся странах. Это не только теоретики, но и практики, работающие в своих странах, государственных органах, НПО и различных экспертных сообществах.

При реализации Всемирным банком проектов важная особенность – это развитие местного экспертного потенциала. Большая часть займов проекта (90%) расходуется в Казахстане и работает на нашу экономику. Один из главных фокусов проектов ВБ в области образования – обеспечение равного доступа и снижение неравенства. Данная проблема особо актуальна для Казахстана. Так, итоги международного исследования PISA-2012 показали большое различие результатов 15-летних школьников. Все это говорит о сложившемся неравенстве в системе образования, что в долгосрочной стратегии будет угрожать стабильности нашей страны. К примеру, разница в результатах между городскими и сельскими школьниками по итогам ЕНТ-2016 составила 8 баллов (город – 85; село – 77).

По результатам PISA-2012 разница в баллах по математике и чтению школьников из семей с высоким достатком и их сверстников из менее благополучных составляет 60 и 73 балла соответственно. Это устанавливает разрыв между ними в 1,5-2 года обучения. Для решения данного вопроса Министерством образования и науки ведется большая работа. Один из компонентов этой работы – привлечение финансов и экспертов Всемирного банка в рамках проекта «Модернизация среднего образования». Основная цель – повышение качества системы среднего образования, поддержка реформ, увеличение доступа и равенства в образовании. Проект окажет содействие во внедрении обновленного содержания образования. Он будет направлен на снижение социально-экономического и гендерного неравенства, обеспечение равных академических возможностей. Главной выгодой станет повышение качества образования и обеспечение равенства для более 2,5 млн учащихся.

Повышение качества образования гарантирует формирование у учащихся навыков, необходимых для усиления их профессионального потенциала в будущем. Больше 80% средств проекта будет направлено на поддержку уязвимых школ, в том числе сельских школ и МКШ.

По статистическим данным, в Казахстане 3161 МКШ (44% всех школ, в селе – 98%). В них обучается 214 тыс. детей (8% от всех учащихся республики), преподают 55 тыс. педагогов (19% от всех учителей). Планируется значительно усилить их оснащение. Каждая сельская школа, в том числе и МКШ, будет обеспечена 4 комплектами мультимедийного оборудования. Это обеспечит доступ к лучшим цифровым образовательным ресурсам и предоставит больше практических возможностей для овладения новым содержанием и навыками.

Квалификация педагогов МКШ ниже, чем в среднем по республике: доля педагогов с высшей категорией в МКШ – 9,3%, а по РК – 18,3%. Кроме того, отсутствует дополнительная специализация педагогов по смежным дисциплинам в вузах. Не проработано финансовое поощрение учителей МКШ за работу в совмещенных классах, а также учителей ресурсных центров.

Будет реализована отдельная программа повышения квалификации учителей. Для усиления педагогического потенциала учителей и директоров МКШ будут подготовлены специальные программы. Они будут направлены на выявление и устранение пробелов в обучении слабоуспевающих учащихся. Программами будут охвачены более 200 тыс. учителей и руководителей сельских школ.

В целях проведения экзаменов и оценки уровня владения неродным и иностранными языками, ИКТ-грамотности и выявления академических способностей учащихся 9 классов будет создана новая база из 230 тыс. тестовых заданий.

Для обеспечения школ качественно лучшими учебниками проведут их экспертизу. Будет разработана концепция и требования к базовому учебнику на основе зарубежного опыта, а также проведен анализ научной и методической литературы.

В связи с переходом на преподавание предметов ЕМЦ на английском языке необходима профессиональная подготовка учителей. Будут подготовлены образовательные программы по 47 педагогическим специальностям и обучение ППС педвузов страны английскому языку.

И, наконец, нет программ, позволяющих детям с особыми образовательными потребностями иметь профессию в будущем. Именно поэтому данным проектом будут разработаны 15 учебных программ по профессионально-трудовой подготовке для этих детей.

В целом проект затрагивает все ключевые элементы системы среднего образования, поэтому на его реализацию требуются соответствующие инвестиции. Как и большинство инвестиций в системе образования, выгоды от реализации проекта будут ощутимы с течением времени. Вот лишь немногие подтверждающие факты о влиянии образования на экономический рост в развитых странах:
– инвестиции в образование, в среднем по миру, дают 5-15% дополнительного дохода за каждый год обучения (Hartog, 1999);
– реализация стратегических программ развития образования продолжительностью более 10 лет повышает ВВП страны почти на 5% (Hanushek & Wößmann, 2007);
– страна, которая набирает на 5 баллов выше среднего балла PISA, повышает уровень производительности труда на 2,5% и ВВП на душу населения на 1,5% (ОЭСР, 2006);
– улучшение на 50 баллов PISA повышает годовой ВВП страны на 1% (Hanushek, 2010).

Наряду с этим, в странах ЕС образование на микроэкономическом уровне повышает индивидуальную продуктивность, зарплату и занятость, на макроэкономическом – имеет связь с долгосрочными темпами роста экономики.

Выводы авторитетных исследований о роли образования еще раз обосновывают значимость проекта по модернизации среднего образования в Казахстане. К тому же достижение конечного эффекта проекта условно построено на принципе от малого к большему. Так, направленный на улучшение качества начального и среднего образования проект позволит первостепенно повысить потенциал каждой школы страны, в особенности школ, находящихся в сложных условиях, и выровнять их показатели. Способствование проекта формированию функциональной грамотности и критического мышления даст возможность выпускникам адаптироваться и успешно действовать в профессиональной сфере. Кроме того, владение предметами ЕМЦ на английском языке станет инструментом положительной интеграции учащихся в мировое сообщество.

Выходя же на национальный уровень, мультипликативный эффект проекта будет способствовать экономическому росту и укреплению человеческого капитала, а также повышению конкурентоспособности Казахстана на международной арене. В конечном итоге долгосрочные результаты проекта будут иметь положительное социально-экономическое воздействие для всего общества.