Вы здесь
Навыки казахстанцев впервые оценят в 2017 году


Проект:
Журнал «Открытая школа» №3 2015г.
Что такое PIAAC?
Мы живем в период кардинальных преобразований нашего общества. Трансформируется рынок и условия труда. Умение не просто получать знания, а эффективно использовать их на практике является залогом успешности человека. Международные исследования показывают, что люди с низкими читательскими и математическими навыками зачастую оказываются за пределами рынка труда, выполняют неквалифицированную или временную работу. Низкий уровень читательской грамотности увеличивает риск безработицы в два раза.
Кроме того, умение использовать информационные технологии стало неотъемлемым условием жизнедеятельности человека. Данный тренд наблюдается и в Казахстане. Число интернет-пользователей в стране выросло на 64,1% за последние десять лет. Компьютеризирована деятельность более 58% казахстанских предприятий. Активно развивается сфера электронных услуг. С начала запуска портала электронного правительства в Казахстане оказано более 108 млн. услуг. Для обеспечение дальнейшего устойчивого роста необходимо четко понимать уровень и распределение навыков среди населения.
В течение 20 лет Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводит оценку навыков взрослого населения. В 2017 году казахстанцам представится уникальная возможность впервые присоединиться к Программе международной оценки компетенций взрослых (PIAAC). PIAAC - крупнейшая международная оценка базовых навыков взрослого населения (16-65 лет). Под базовыми навыками в контексте PIAAC понимают читательскую, математическую и информационную грамотность. Они составляют основу для развития навыков более высокого уровня.
Все страны-участницы используют одинаковые тестовые задания. Результаты стран выводятся по единой шкале.
Инструментарий исследования состоит из двух блоков - биографической анкеты и тестовых заданий. Исследование проводится в компьютерном формате. Люди, не владеющие компьютером, проходят его в бумажном формате. На участие в исследовании респонденту требуется порядка 2-3 часов.
PIAAC в мире
Первые результаты исследования показали, что заработная плата работников с высокоразвитыми базовыми навыками в среднем на 61% выше тех, кто показал низкие результаты. В Норвегии, где уровень безработицы довольно низкий, только 6,9% взрослого населения обладают низким уровнем развития компьютерной грамотности.
Навыки оказывают не меньшее влияние и на социальную сферу жизни людей. По результатам PIAAC люди с плохо развитыми базовыми навыками в два раза чаще жалуются на здоровье и обращаются к врачам.
Для некоторых стран результаты исследования стали неожиданностью, призывающей к принятию мер по повышению уровня грамотности взрослых. Результаты США показали более низкий уровень читательской и математической грамотности населения по сравнению с другими странами. Один из шести взрослых в США имеет низкий уровень читательской грамотности. В Японии данный показатель составляет один к 20. 30% взрослых Испании и Италии имеют низкий уровень читательской и математической грамотности.
В ряде Европейских стран наблюдался значительный разрыв между уровнем навыков молодого и более взрослого населения.
После публикации результатов PIAAC некоторые страны предприняли конкретные меры по совершенствованию системы обучения в течении всей жизни. Европейской комиссией была разработана мультиязычная электронная платформа по вопросам обучения взрослых в Европе (EPALE). Ее цель - улучшить качество образования для взрослых через диалог и обмен опытом различных заинтересованных групп со всей Европы.
В Эстонии результаты исследования легли в основу Стратегии обучения в течение всей жизни. Опубликован ряд аналитических докладов для директивных органов.
Почему важен PIAAC?
Проведение PIAAC в Казахстане станет отправной точкой в оценке трудовых ресурсов страны. Исследование позволит не только оценить, но и сравнить, насколько компетентно и конкурентоспособно взрослое население Казахстана по сравнению с ведущими странами мира.
Оно поможет оценить, насколько успешносуществующая система образования готовит людей к рынку труда и способна поддержать их навыки в течение всей жизни.
Участие в исследовании имеет важное практическое значение. PIAAC поможет создать обширную статистическую базу по фактическим навыкам взрослого населения вКазахстане. Социально-демографические данные о респондентах позволят провести разносторонний анализ взаимосвязи навыков и ряда факторов, влияющих на их развитие.
Однако цель исследования PIAAC не только оценить и проанализировать существующую картину, но и предложить конкретные меры по улучшению существующей ситуации.
Полученные данные станут основой для развития успешно функционирующей системы обучения в течение всей жизни, цели и задачи которой недостаточно четко обозначены на данный момент. Будет сформирован ряд рекомендаций по улучшению политики и принятию политических решений в сфере обучения взрослых на основе актуальной доказательной базы.
Источники:
- Комитет по статистике МНЭ РК. Количество пользователей Интернет в возрасте 16-74 лет www.stat.gov.kz/getlmg?id=ESTAT095591
- Комитет по статистике МНЭ РК. Показатели использования информационно-коммуникационных технологий на предприятиях www.stat.gov.kz/getlmg?id=ESTAT095590
- Комитет по статистике МНЭ РК (2014). Казахстан в цифрах
- Сайт электронного правительства http://egov.kz/wps/portal/Content?contentPath=/egovcontent/portalsNews/n...
- European Comission (2013). The Survey of Adult Skills (PIAAC): Implications for education and training policies in Europe
- OECD (2013). OECD Skills Outlook 2013. First Results from the Survey of Adult Skills
- OECD (2013). Time for the U.S. to Reskill? What the Survey of Adult Skills Says.