Вы здесь

Навыки казахстанцев впервые оценят в 2017 году

Версия для печатиPDF version

Проект: 

Журнал «Открытая школа» №3 2015г.

Что такое PIAAC?

Мы живем в период кардинальных преобразований нашего общества. Трансформируется рынок и условия труда. Умение не просто получать знания, а эффективно использовать их на практике является залогом успешности человека. Международные исследования показывают, что люди с низкими читательскими и математическими навыками зачастую оказываются за пределами рынка труда, выполняют неквалифицированную или временную работу. Низкий уровень читательской грамотности увеличивает риск безработицы в два раза.

Кроме того, умение использовать информационные технологии стало неотъемлемым условием жизнедеятельности человека. Данный тренд наблюдается и в Казахстане. Число интернет-пользователей в стране выросло на 64,1% за последние десять лет. Компьютеризирована деятельность более 58% казахстанских предприятий. Активно развивается сфера электронных услуг. С начала запуска портала электронного правительства в Казахстане оказано более 108 млн. услуг. Для обеспечение дальнейшего устойчивого роста необходимо четко понимать уровень и распределение навыков среди населения.

В течение 20 лет Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) проводит оценку навыков взрослого  населения. В 2017 году казахстанцам представится уникальная возможность впервые присоединиться к Программе международной оценки компетенций взрослых (PIAAC).  PIAAC - крупнейшая международная оценка базовых навыков взрослого населения (16-65 лет). Под базовыми навыками в контексте PIAAC понимают читательскую, математическую и информационную грамотность. Они составляют основу для развития навыков более высокого уровня. 

 

Все страны-участницы используют одинаковые тестовые задания. Результаты стран выводятся по единой шкале.

Инструментарий исследования состоит из двух блоков - биографической анкеты и тестовых заданий. Исследование проводится в компьютерном формате. Люди, не владеющие компьютером, проходят его в бумажном формате. На участие в исследовании респонденту требуется порядка 2-3 часов. 

PIAAC в мире

Первые результаты исследования показали, что заработная плата работников с высокоразвитыми базовыми навыками в среднем на 61% выше тех, кто показал низкие результаты. В Норвегии, где уровень безработицы довольно низкий, только 6,9% взрослого населения обладают низким уровнем развития компьютерной грамотности. 

Навыки оказывают не меньшее влияние и на социальную сферу жизни людей. По результатам PIAAC люди с плохо развитыми базовыми навыками в два раза чаще жалуются на здоровье и обращаются к врачам. 

Для некоторых стран результаты исследования стали неожиданностью, призывающей к принятию мер по повышению уровня грамотности взрослых. Результаты США показали более низкий уровень читательской и математической грамотности населения по сравнению с другими странами. Один из шести взрослых в США имеет низкий уровень читательской грамотности. В Японии данный показатель составляет один к 20. 30% взрослых Испании и Италии имеют низкий уровень читательской и математической грамотности. 

В ряде Европейских стран наблюдался значительный разрыв между уровнем навыков молодого и более взрослого населения. 

После публикации результатов PIAAC некоторые страны предприняли конкретные меры по совершенствованию системы обучения в течении всей жизни. Европейской комиссией была разработана мультиязычная электронная платформа по вопросам обучения взрослых в Европе (EPALE). Ее цель - улучшить качество образования для взрослых через диалог и обмен опытом различных заинтересованных групп со всей Европы. 

В Эстонии результаты исследования легли в основу Стратегии обучения в течение всей жизни. Опубликован ряд аналитических докладов для директивных органов.

Почему важен PIAAC? 

Проведение PIAAC в Казахстане станет отправной точкой в оценке трудовых ресурсов страны. Исследование позволит не только оценить, но и сравнить, насколько компетентно и конкурентоспособно взрослое население Казахстана по сравнению с ведущими странами мира. 

Оно поможет оценить, насколько успешносуществующая система образования готовит людей к рынку труда и способна поддержать их навыки в течение всей жизни.

Участие в исследовании имеет важное практическое значение. PIAAC поможет создать обширную статистическую базу по фактическим навыкам взрослого населения вКазахстане. Социально-демографические данные о респондентах позволят провести разносторонний анализ взаимосвязи навыков и ряда факторов, влияющих на их развитие. 

Однако цель исследования PIAAC не только оценить и проанализировать существующую картину, но и предложить конкретные меры по улучшению существующей ситуации.

Полученные данные станут основой для развития успешно функционирующей системы обучения в течение всей жизни, цели и задачи которой недостаточно четко обозначены на данный момент. Будет сформирован ряд рекомендаций по улучшению политики и принятию политических решений в сфере обучения взрослых на основе актуальной доказательной базы.


Источники:

  1. Комитет по статистике МНЭ РК. Количество пользователей Интернет в возрасте 16-74 лет www.stat.gov.kz/getlmg?id=ESTAT095591
  2. Комитет по статистике МНЭ РК. Показатели использования информационно-коммуникационных технологий на предприятиях www.stat.gov.kz/getlmg?id=ESTAT095590
  3. Комитет по статистике МНЭ РК (2014). Казахстан в цифрах
  4. Сайт электронного правительства http://egov.kz/wps/portal/Content?contentPath=/egovcontent/portalsNews/n...
  5. European Comission (2013). The Survey of Adult Skills (PIAAC): Implications for education and training policies in Europe
  6. OECD (2013). OECD Skills Outlook 2013. First Results from the Survey of Adult Skills
  7. OECD (2013). Time for the U.S. to Reskill? What the Survey of Adult Skills Says.

 

 

Главный аналитик, Департамент международных сопоставительных исследований