Вы здесь

Ограниченные возможности – не ограничение к достойному образованию

Версия для печатиPDF version

4 декабря 1982 года у четы Вуйчич на свет появился первенец.

«Доктор, у моего сына нет руки?» – «Нет. У вашего сына нет ни рук, ни ног» – ответил врач. Родители Николаса (так назвали новорожденного малыша) ничего не знали о синдроме Тетраамелия[1], приводящим к отсутствию четырех конечностей. Они не знали, как обращаться с младенцем без рук и ног, как его пеленать, как о нем заботиться. Мать 4 месяца отказывалась прикладывать сына к груди[2].

Со временем родители Ника смогли привыкнуть¸ принять и полюбить сына таким, какой он есть.

       

Когда пришло время идти в школу, родители Ника добились того, чтобы он учился в обычной школе со здоровыми детьми. Так, Ник Вуйчич стал первым ребенком-инвалидом, обучавшимся в обычной австралийской школе.

Нику было очень трудно, он остро переживал одиночество и свое отличие от всего мира, часто задавался вопросом о своем предназначении в этом мире. Ему приходилось самостоятельно бороться с периодами отчаяния. «Ты ничего не умеешь!», «Мы не хотим с тобой дружить!», «Ты никто!» – Ник слышал эти слова каждый день в школе. Его фокус сместился: он больше не гордился тем, чему научился; он зациклился на том, чего никогда не сможет.

Постепенно Ник приспособился к своей ситуации – он научился чистить зубы, умываться, причесываться, то есть делать все те вещи, что и обычные дети. В седьмом классе Ника выбрали старшиной школы – он работал с ученическим советом по вопросам, связанным с благотворительностью и помощью инвалидам. После окончания школы он решил продолжить учебу и поступил в Университет Гриффита.

Сегодня у Ника два высших образования: бухгалтерский учет и финансовое планирование. Он успешный мотивационный спикер и бизнесмен. Ник играет в футбол, теннис, прекрасно плавает и катается на серфинге. Он женат на любимой женщине и имеет двух абсолютно здоровых сыновей.

            

Ник написал четыре бестселлера о своей жизни, о своем сложном пути и трудностях, с которыми ему пришлось столкнуться на этом пути. Книга Ника Вуйчича «Жизнь без ограничений: Вдохновение для абсурдно хорошей жизни» переведена на 30 языков, а в 2009 году он сыграл главную роль в короткометражном фильме «Цирк бабочек» - истории об обретении смысла жизни.

В мире известно немало подобных случаев, когда дети с ограниченными возможностями в развитии смогли успешно адаптироваться в социуме, получить хорошее образование наряду со здоровыми детишками и вести полноценную и активную жизнь.

Например, Хелен Келлер[3] после болезни, перенесенной в полуторагодовалом возрасте, осталась слепоглухонемой. В ходе долгих месяцев напряженной работы девочка овладела знаковым языком, а затем стала учиться говорить, освоив правильные движения губ и гортани. В 1904 Хелен с отличием окончила колледж Рэдклиффа. Она написала и опубликовала более десятка книг о себе, своих ощущениях, учебе, мировоззрении и понимании религии, среди которых "Мир, в котором я живу", "Дневник Хелен Келлер" и др., выступала за включение слепоглухонемых в активную жизнь общества. История Хелен легла в основу знаменитой пьесы Гибсона "Сотворившая чудо" (1959), экранизированной в 1962 году.

Жизнь и деятельность таких людей доказывают, что инвалидность – не барьер для активной, социальной и общественной жизнедеятельности. Чтобы помочь детям скорее и легче адаптироваться к социуму, побороть свои страхи и сомнения, реализовать свои возможности и способности, им необходимо с детства ощущать себя полноправными членами общества, где им предстоит жить, учиться и трудиться. Совместное обучение здоровых детей и детей с ограниченными возможностями развития (ОВР) является первой ступенью к построению такого общества.

На данный момент в нашей стране насчитывается 141 952 детей с ограниченными возможностями в возрасте до 18 лет, что составляет 2,8% от общего числа детского населения[4]. Статистика отмечает в Казахстане стабильную тенденцию к снижению младенческой смертности в возрасте до 1 года. Так, в 2011 году показатель детской смертности составил 14,84%, что в 1,4 раза меньше по сравнению с данными 2008 года (20,7%). И этот показатель продолжает снижаться благодаря современной медицине и последним технологиям. Вместе с тем, количество детей с ОВР пропорционально увеличивается и, по мнению экспертов, эта цифра будет продолжать расти. В связи с этим актуальность вопроса эффективной социальной адаптации детей с ОВР в общеобразовательной среде очень высока и требует привлечения более пристального внимания со стороны нашего общества.

На сегодняшний день в Казахстане функционируют 36 специальных детских садов и 324 специальных групп, 97 специальных школ и 1219 специальных классов при общеобразовательных школах, в которых получают воспитание и образование дети с диагнозом ОВР[5]. По сравнению с 2011 годом количество специальных дошкольных организаций сократилось на 3 единицы, при этом количество специальных групп при детских садах общего типа увеличилось на 45%. Это свидетельствует о том, что в стране постепенно реализуется принцип максимальной интеграции детей с ограниченными возможностями в общеобразовательную среду. 

Однако самым главным вопросом инклюзивного «включающего»[6] образования в Казахстане все еще остается готовность общества, в том числе и педагогического, к таким переменам. Основным препятствием к полномасштабному внедрению «включающего» образования является неверное представление общества о нем. Как правило, против такого вида «равенства» выступают родители обычных детей, которые по незнанию опасаются, что это негативным образом повлияет на развитие их детей.

В действительности включение детей с ОВР в образовательную среду с обычными детьми обладает рядом положительных сторон. В первую очередь, это касается возможности для детей с ОВР лучше адаптироваться в социуме, в котором им предстоит в дальнейшем жить. Совместное обучение с обычными детьми дает им образец нормативного поведения и самостоятельной жизнедеятельности. В свою очередь, общение с детьми с ОВР способствует формированию таких положительных качеств, как терпимость и гуманность у детей, не имеющих отклонений в развитии.

В развитых странах мира инклюзивное образование стало внедряться еще в 1950-х годах и дало уже свои первые плоды, не только для общества, но и для государства. Как показывают исследования, существует несомненная связь между вовлечением людей с инвалидностью в социум и экономическим положением страны.

Например, исключение детей с ОВР из образовательной среды неизбежно приводит к низкому заработному потенциалу этих людей в будущем, что отражается не только на их социальном положении, но и на уровне экономического роста страны в целом. Так, «включение» детей с особыми потребностями в образовательный процесс в Китае привело к росту заработной платы населения – на 5% в сельской местности и 8% в городской. Иными словами, дети с ОВР, получившие в свое время образование в общеобразовательных учреждениях наравне с остальными детьми, смогли успешно внедриться в социум, найти работу, зарабатывать, платить налоги наравне с остальными людьми. Это привело к росту экономической стабильности страны, что позволило государству повысить уровень заработных плат населению.

Таким образом, инклюзивное образование может помочь значительно сократить пропасть между здоровым населением и людьми с ограниченными возможностями не только в социальном, но и финансовом плане. Равный доступ населения к образованию может также положительно отразиться на таких факторах, как уровень преступности, здравоохранение, гражданская сознательность и другие. Обучаясь вместе с обычными детьми, дети с ОВР учатся быть открытыми, приобретают жизненно необходимые навыки коммуникации, взаимодействия с окружающими людьми. Именно максимальное включение детей с ОВР в общество с малых лет является залогом уверенности в том, что в будущем эти дети смогут адаптироваться в современную жизнь и стать полноценными членами общества.


[1] Очень редкое врождённое наследственное заболевание, характеризующееся отсутствием четырёх конечностей.

[2] Ежедневное интернет-издание, статья «Ник Вуйчич. Без рук, без ног – без суеты», 9 сентября, 2011г. http://www.pravmir.ru/nik-vujchich-bez-ruk-bez-nog-bez-suety/.

[3] Хелен Келлер - американская писательница, преподаватель и общественный деятель, (1880‑1968).

[4] Национальный статистический сборник, 2014.

[5] «Статистика системы образования Республики Казахстана», Национальный сборник, 2015 года. С. 155.

[6] Образование, в которое включены и дети с ОВР.

Главный аналитик, Департамент мониторинга программных документов