Вы здесь

Основные направления повышения уровня функциональной грамотности казахстанских школьников на основе результатов TIMSS и PISA

Версия для печатиPDF version

Газета "Білімді ел –образованная страна", 27 октября 2015, №20

«Чтобы быть в состоянии конкурировать с развитыми странами

  мы должны стать высокообразованной страной»

Назарбаев Н.А.

В стране есть значительные возможности для улучшения функциональной грамотности учащихся. Функциональная грамотность – это образование и многогранные действия человека, показатель формирования личности. Главной целью нашей молодой нации становится вхождение в число 30 развитых стран мира. В то же время, анализ крупномасштабной оценки качества образования обучающихся необходимо рассмотреть на основе результатов участия в международных сравнительных исследованиях.

Что дает участие страны в международных исследованиях?

  •  Реформа системы мониторинга и оценки образования;
  • Казахстанская система образования и ее интеграция в мировое образовательное пространство;
  • Обновление содержания образования, создание казахстанской системы контроля за качеством образования;
  • Предоставляет национальным кадрам возможности для повышения квалификации.

Факторный аспект исследований позволяет рассмотреть особенности стран, участвующих в исследовании. Этот набор вопросов обеспечивает всестороннюю оценку не только организации учебного процесса, но и создание необходимых условий для развития ребенка в семье.

Влияние контекстной информации на образование признано в нескольких международных проектах. В том числе проводимыми в системе образования независимыми объективными оценками известных экспертов таких исследований как TIMSS и PISA.

В 2007 году учащиеся 4-х классов впервые принимали участие в международной оценке качества математики и естественных наук - исследовании TIMSS (Trends in Mathematics and Science Study). Далее принимали участие в TIMSS-2011 и 2015. В 2007 году казахстанские учащиеся среди 36 стран, участвующих в исследовании TIMSS, продемонстрировали не только высокие результаты, но достижения значительно выше, чем среднее международное. Четвероклассники по математике в среднем набрали 549 баллов (1 000-балльной шкале), что соответствовало 5 месту. В то время как средний балл естественных наук – 533, 11-ая позиция. В целом, по результатам тестирования наши школьники заняли 7 место.

Тем не менее, в последние годы, эти показатели нами не достигнуты. Результаты исследования 2011 года оказались ниже, чем средние международные. Казахстанские ученики 4-го класса по математике в среднем набрали 501 балл (1 000- балльной шкале), и 495 по естественным наукам.

В апреле текущего года учащиеся из более 500 основных и средних школ приняли участие в оценке естественнонаучных и математических знаний TIMSS-2015 среди 57 стран мира. В конкуренцию со своими сверстниками вступили 9 579 казахстанских учащихся 4-х и 8-х классов.

Международная программа по оценке образовательных достижений 15-летних обучающихся PISA (Program for lnternational Student Assessment) является одним из показателей образования Индекса Человеческого Развития. Исследование, оценивает знания обучающихся в 3-х направлениях (математическая, естественнонаучная и грамотность чтения). Казахстан является участником данного исследования с 2009 года. Организация экономического сотрудничества и развития, сравнивая результаты циклов 2009 и 2012, отметила улучшение результатов казахстанских участников на +27 и +25 пунктов по математике и естественнонаучным предметам. В 2015 году среди 71 стран, принимавших участие в исследовании, Казахстан представляли 7 842 обучающихся. Проделана огромная работа по развитию функциональной грамотности в стране и есть надежда, что результаты PISA-2015 будут выше предыдущих лет.

Результаты оценки учебных достижений TIMSS-2015 и PISA-2015 будут опубликованы IEA и ОЭСР в декабре 2016 года.

Необходимо отметить, что данный опыт участия в международных исследованиях способствует не только улучшению показателей качества образования, но получению конкретных предложений для создания стратегии. В настоящее время, отмечается постоянное обновление и развитие образования и науки, техники и технологий быстрыми темпами. В этой связи, необходимо быть готовым к изменениям. Следует не упускать из виду, те факторы, которые вносят весомый вклад в систему образования. К ним относятся такие качества школьников как лидерство, инициатива и предпринимательские навыки, работа в коллективе, гибкость, умение грамотно и четко решать любые возникшие проблемы, грамотно выражать свои мысли как в письменной, так и в устной форме.

В стране предпринимаются меры по совершенствованию и обновлению системы образования. Учитывая лучший мировой опыт, система казахстанского образования взяла курс на обновление содержания. В этом учебном году 30 пилотных школ страны начали работу по внедрению государственного общеобязательного стандарта начального образования (ГОСНО). Что это нам дает? Например, в действующем содержании образования под вопросом «Чему учит школа?» понимаем теоретические знания (т.е. ребенок знает и понимает), то обновленное содержание образования отвечает на вопрос «Почему нужно учиться в школе?». Это содержание направлено на формирование различных навыков, отвечающих ожидаемым результатам. В рамках обновления содержания образования были введены новые дисциплины. В начальной школе, кроме введения новых предметов «Естествознание» и «Информационно-коммуникационные технологии», обновление содержание предмета «Познание мира». Данный проект реализуется в целях выполнения 76 и 89 шагов Плана нации «100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ» Главы государства. Поэтапное кардинальное обновление школьного ГОСО позволит успешно выполнить обновление содержания образования и повысить функциональную грамотность казахстанских школьников.

В то же время, профессиональная квалификация и роль учителя, как личности в системе образования, исключительна. Ключевым процессом в обновлении содержания образования является педагогическое образование. Каким должно быть качество образования и профессиональной подготовки? Каким должен быть учитель умеющий раскрыть интеллектуальные и творческие способности учащихся? В настоящее время эти вопросы волнуют не только учителя, но работников всей системы образования. Сегодня, большинство учителей в классе играют роль носителя информации. Организационная структура современного урока демонстрирует, что для понимания школьниками нового материала недостаточно только объяснений учителя. Процесс обучения не возможен без активного участия ученика в учебном процессе, обучающийся не должен быть пассивным слушателем.

Таким образом, в настоящее время очень важно раскрыть способности школьника и вызвать интерес учиться. Каждый учитель должен улучшить профессиональные навыки и владеть такими технологиями. В этом контексте запущена системная подготовка педагогов страны. Так, для повышения эффективности работы педагогических кадров в соответствии с глобальной тенденцией реализуются многовекторные программы профессионального развития, разработаны учебно-методические пособия и цифровые образовательные ресурсы. Необходимо отметить некоторые учебные пособия для учителей по вопросам развития функциональных грамотности школьников. Так, например, в методических пособиях «Международное исследование PISA», «Международное исследование TIMSS» и «Оценка качества чтения и понимания текста учащимися начальной школы PIRLS» даны необходимые сведения о международном исследовании PISA и его основных направлениях (математической и естественнонаучной грамотности, и грамотности чтения). Особое внимание уделено тестовым заданиям, вышедшим из режима конфиденциальности и вопросам анкетирования, которые использовались  в предыдущих циклах исследования. Методическое пособие PIRLS предназначено для успешной подготовки к предстоящему международному исследованию.

Методические рекомендации адресованы учителям общеобразовательных школ, воспитателям, магистрантам и студентам педагогических вузов и всем, кто интересуется проблемами воспитания подрастающего поколения.

Еще одним механизмом повышения функциональной грамотности учащихся является обеспечение активного участия родителей в воспитании детей.Чтобы оценить влияние социально-экономического статуса на успехи учащихся Консорциум PISA опрашивал участников международного экзамена по различным аспектам не только социального, но и культурного статуса семьи. Это вопросы наличия у школьников собственной комнаты и личного стола для учебных занятий, образовательных компьютерных программ (электронные пособия), доступа к сети интернет, классической литературы и энциклопедических словарей, предметов искусства (картины).

Международные эксперты отмечают, что в среднем, по странам ОЭСР более 90% участников исследования имеют все необходимые условия для подготовки к учебным занятиям дома. В таких лидирующих странах, как Шанхай-Китай, Сингапур, Корея среднее количество книг в домашней библиотеке составляет от 150 до 244. Среднее количество книг в домашней библиотеке казахстанских школьников, участвовавших в исследовании - 156. Вместе с тем, по данным анкетного опроса доступ к сети интернет имеют только 55% казахстанских участников исследования.

Международные эксперты считают, что наличие компьютера, подключенного к сети интернет, не только в школе, но и дома является одним из важных условий развития функциональной грамотности школьников (умение извлекать необходимую информацию, понимать содержание представленного материала).

Другими словами, Интернет должен использоваться только на основе информационных потребностей. Вместе с тем, необходимо ограничить сайты воздействующие на психическое здоровье ребенка. Существуют специальные сервисы, которые ограничивают доступ детей к таким сайтам. Например, функция «Родительский контроль», обеспечит безопасность детей и ограничит «поток ненужной» информации. Кроме того, в зависимости от возраста ребенка доступны услуги, позволяющие ограничить права доступа сайтам с негативным содержанием. Вместе с тем, для расширения кругозора ребенка, есть сайты, которые помогают интеллектуальному образованию ребенка. Сегодня можно сказать, что 90% знаний студенты получают в Интернете. Интернет - быстрый и новый источник знаний. Таким образом, необходимо повышать культуру его использования.

Двадцать первый век это эпоха жесткой конкуренции. Основными направлениями роста функциональной грамотности казахстанских школьников являются обновление содержания системы образования, повышение профессиональных навыков преподавательского состава и  учет роли семьи в жизни ученика.

Мы верим в то, что работа всего педагогического сообщества страны в будущем принесет свои плоды и молодое поколение Казахстана достигнет высоких результатов в международных сравнительных исследованиях.

Менеджер, Департамент международных сопоставительных исследований