Вы здесь

От чего зависят успехи наших детей?

Версия для печатиPDF version

Газета "Білімді ел –образованная страна", 13 октября 2015г., №19

“Мировая экономика уже не платит за то, что люди знают, а за то, что они могут сделать с тем, что они знают”

Андрес Шлэйхер,

Директор Департамента по образованию ОЭСР

Какими навыками, кроме письма, вычислений и чтения, обладают наши дети? Могут ли они адаптироваться в обществе, применять свои знания в жизни? Эти способности называются функциональной грамотностью, которая считается минимально необходимой для жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде. К сожалению, сегодня в Казахстане приходится говорить не столько о функциональной грамотности, сколько о функциональной безграмотности.

В 1997 году ОЭСР была инициирована программа по оценке качества и уровня развития компетенций у молодого поколения в возрасте 15 лет - PISA. Именно в этом возрасте завершается освоение образовательных программ основной школы. Цель исследования – оценить степень умения применения знаний по предметам на практике, на основе реальных жизненных ситуаций.

По результатам PISA-2012 среднестатистический 15-летний молодой человек в Казахстане отстает от среднестатистического учащегося в странах ОЭСР по чтению на 2,5 года, по естествознанию на 2 года и по математике на 1,5 года. Учитывается, что один год обучения равен 40 баллам в PISA [1]. Учащиеся в Казахстане показывают менее развитые навыки в тех областях знаний, которые можно было бы назвать «навыками 21-го века».

Результаты PISA находятся в прямой зависимости от ряда факторов, которые объединены в индекс PISA по экономическому, социальному и культурному статусу. При расчете индекса используется предоставляемая учащимися информация о благосостоянии, уровне культуры и образовании родителей [1]. 

Благоприятное семейное окружение способствует лучшей академической успеваемости учащихся. Родители воспитывают в детях интерес и культуру чтения, участвуют в процессе обучения детей. В неполных семьях зачастую труднее создать благоприятную семейную обстановку. В странах ОЭСР учащиеся, живущие в семьях с одним родителем, отстают от своих сверстников из полных семей на 15 баллов (примерно полгода обучения). В Казахстане дети из семей с низким доходом набирают на 32 балла ниже результатов участников, чьи родители имеют высокий доход (около одного года обучения). Дети родителей с высшим образованием набирают на 44 балла больше в сравнении с детьми, чьи родители имеют более низкий уровень образования. Это объясняется ограниченностью в возможностях родителей по обеспечению детей необходимыми средствами обучения [2].

Анализ уровня культуры показал, что более 50% учащихся в РК указали, что у них нет домашней библиотеки. В среднем у казахстанских участников имеется 156 книг дома, что почти на 100 книг меньше, чем в странах ОЭСР. В Казахстане только 55% участников имеют возможность получать информацию из интернета в сравнении с аналогичным показателем в странах ОЭСР равным 97%. В целом, зависимость в баллах от этой группы факторов составляет 27 баллов по математике, 30 и 34 балла по естествознанию и чтению соответственно [3].

Результаты PISA используются при расчете мировых рейтингов (рейтинг стран мира по уровню глобальной конкурентоспособности IMD и индекс человеческого развития ПРООН), а также для принятия политических решений в области образования в странах. Казахстан по результатам рейтинга IMD в 2012 по сравнению с 2009 годом поднялся с 36 на 32 позицию [4]. Одной из причин является повышение баллов в PISA-2012 по сравнению с 2009 годом по математике на 27, по естествознанию – на 25 и по чтению на 3 балла.

Таким образом, достижения детей зависят от комплекса факторов, в том числе от успеха  родителей, а также степени их вовлеченности в образовательный процесс. Им необходимо вкладывать в образование детей, отправляя их на дополнительные кружки и покупая литературу. Кроме того, родители сами должны становиться примером для подражания своим детям, постоянно совершенствуя свои знания и навыки. Неграмотные люди зарабатывают на 30% - 42% меньше, чем их коллеги, имеющее образование [4]. Более того, неграмотная молодежь станет в будущем неграмотными родителями, у которых будут более низкие ожидания в отношении образования своих детей. Это влечет за собой риск социальной сегрегации общества в будущем.

Всемирный фонд грамотности доказывает, что дети, чьи родители имеют образование, слышат в три раза больше слов к моменту поступления в школу [5]. Это оказывает существенное влияние на увеличение словарного запаса и развитие ребенка. Если родители участвуют в образовании собственных детей и пытаются улучшить свои навыки, это обязательно влияет на образовательные стремления детей и практически избавляет от проблем с поведением, успеваемостью и посещаемостью. И наконец, это находит отражение на экономическом росте государства. По данным ОЭСР, если все казахстанские 15-летние учащиеся достигнут базового уровня компетенций в PISA (500 баллов), это приведет к увеличению ВВП страны в 3,5 раза в течение ближайших 40 лет [6].

Источники:

1) Укрепление системы образования. Анализ результатов исследования PISA, проводимого в 2009 и 2012 годах. Доклад Всемирного банка 2013 г.;

2) Международный отчет ОЭСР «Результаты PISA 2012» (2013);

3) Национальный отчет «Основные результаты международного исследования PISA 2012» (2013);

4) http://www.imd.org/;

5) Доклад Всемирного фонда грамотности «Социально-экономические издержки неграмотности: взгляд на неграмотность в глобальном контексте» (2012) ;

6) http://www.bbc.com/news/business-32608772