Вы здесь

Родитель - первый учитель

Версия для печатиPDF version

Газета «Вестник Востока», декабрь 2015г.

Как строитель начинает с фундамента, так родитель начинает воспитание  ребенка с раннего детства. И одним из ключевых  факторов для уверенного старта ребенка в формировании личности является родительский уход.

По данным ЮНЕСКО 40% случаев гибели детей до 5 лет связанно, с неудовлетворительной практикой ухода в семье и низкой информированностью родителей о правильном развитии ребенка.

В Казахстане коэффициент младенческой смертности на 1000 живорожденных составляет 9,3 случая. Для вхождения в 30-ку развитых стран требует снижения данного показателя до 4,1 случая в год (в Гонконге 1,6, в Норвегии и Японии 2,2). Уход и развитие более 1,1 млн. детей в Казахстане от 0 до 3 лет осуществляется в семье. Согласно результатам имеющихся социологических исследований, больше половины опрошенных родителей Казахстана указывают на свою низкую функциональную грамотность, слабую информированность в вопросах ухода и развития своих детей.

Несомненно, незнание основ педагогических методик развития детей раннего возраста, их возрастных особенностей приводят к позднему выявлению коррекционных потребностей нарушения развития у детей, а в дальнейшем к слабому интеллектуальному развитию и плохой успеваемости в школе.

В дошкольном периоде уход и образование практически не разделимы и оказывают решающее значение на создание прочной основы для обучения в течение всей жизни. Успешная подготовка детей к школе тесно коррелирует с условиями, создаваемыми родителями (количество приобретенных книг, развивающих игр, частота совместного чтения книг с детьми, структура проведения совместного досуга и т.д.).

В семьях, где прочно установлена культура чтения, дети показывают хорошие результаты в обучении. Установлено, что у детей показывающие высокие результаты в чтении и понимании текста 57% родителей каждый день проводили время за совместным чтением книг. Для сравнения у детей с проблемами в чтении только 16% родителей читают книги совместно.

В Казахстане только 34% опрошенных респондентов регулярно читают книги своим детям предшкольного возраста. И как выяснилось матери чаще уделяют время совместному чтению книг, тогда как каждый шестой отец в Казахстане отмечает отсутствие времени. Отцы ориентированы на совместный просмотр телевизора и освоение ИКТ.

Однако во всем мире наблюдается тренд по сокращению часто читающих людей.  Родители все реже читают книги детям перед сном. В Великобритании 64 % родителей читают книги с детьми (до 7 лет), из них каждый пятый делает это каждую ночь. Приблизительно 4% (250тыс.) детей до 7 лет не имеют личных книг. Доля еженедельно читающих 13-летних с 1984 года, снизился с 70% до 53%. Доля 17-летних, которые никогда или почти никогда не читают более трех раза в неделю вырос, с 9% до 27% [1].

Согласно исследованиям США на сегодняшний день родители уделяют больше времени на уход за детьми, по сравнению с 1965 годом. Если у женщин данное время увеличилось с 10 до 14 часов в неделю, то у мужчин оно выросло в 4 раза (с 2,5 до 10 часов в неделю).  Однако, для Азиатских стран (Корея, Сингапур и т.д.) показавших высокую динамику развития в период их переходной экономики характерен пролонгированный рабочий день.

Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на отношения внутри семьи влияют политические, социально-экономические и психологические факторы. Казахстанская семья не исключение. Результаты исследования в Казахстане показали, что в связи с продолжительным рабочим днем в крупных городах Казахстана родители испытывают дефицит времени, необходимый для поддержки у детей интереса к познанию мира. Женщины на рынке труда заняты практический на ровне с мужчинами (соотношение - 0,91, место в рейтинге -26) [2]. Тогда как, генетиками установлено доминирующее влияние хромосом матери на интеллектуальные способности детей. Так же указывается большая роль воспитания и социокультурного окружения матери, отражающаяся на умственном развитии ребенка [1]. Осознание факта влияния интеллекта и общеобразовательного уровня матери на дальнейшее развитие ребенка, на государственном уровне во многих странах с большой динамикой развития, привело к выработке определенного политического курса.

В нашей стране наблюдается увеличение доли родителей уделяющие на время развитию ребенка реже одного раза в неделю (с 8% в 2007г. до 10% в 2014г.). Выяснилось, что родители Астаны и Акмолинской области меньше всего уделяют времени своим детям. Родители предпочитают следующие виды деятельности с ребенком: прогулки (47,9%), игра (41,6%), чтение (33,9%), просмотр телевизора и видео материалов (27,5%). Творческими видами деятельности - лепкой, рисованием, конструированием, пением -  родители занимаются значительно реже. Значительная часть (38%) родителей Казахстана ограничиваются только покупкой необходимых принадлежностей при подготовке детей к обучению в школе. Психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими  обязанностями.

Итак, хорошая предшкольная подготовка детей, обеспечиваемая родителями самостоятельно, либо с помощью специалистов, позволяет достичь быстрой адаптации детей к школе, эффективной преемственности. Именно в этом возрасте необходимо определять и работать над слабыми и сильными сторонами ребенка, что позволит сделать переход в школу плавным и не стрессовым.

Увеличение пенсионного возраста и тенденция по уменьшению количества расширенного типа семьи приводит к тому, что бабушки и дедушки все реже помогают в уходе и воспитании детей. В связи с этим роль взрослого поколения по ретрансляции опыта по воспитанию ценностей и традиций семьи и общества ослабевает. Родители часто прибегают к услугам нянь, не обладающих должными педагогическими знаниями и навыками по уходу, что приводит к прецедентам халатности и неполного использования потенциала наиболее восприимчивого периода развития ребенка.

Грамотность и информированность родителя в вопросах раннего развития выражается и в умении подбирать необходимые игрушки в соответствии с возрастными потребностями. Только четверть опрошенных родителей проводят ознакомление с инструкцией и возрастными ограничениями игрушек, прежде чем приобрести ее ребенку. Большинство родителей не знакомы с требованиями закона «О безопасности игрушек».

Для примера, если взять статистику периода 1990-2011гг., в США 3,2 млн. детей, обращались в службы экстренной помощи с травмами связанные с игрушками. За данный период коэффициент травм детей, связанных с игрушками вырос на 40%. Чуть больше половины пострадавших детей были в возрасте до 6 лет, 63% пациентов-мальчики и что интересно большинство случаев происходит дома [2].

Новый век больших объемов информации требует у родителей формирования и развития новых навыков. Возникает потребность в обеспечении детей информационной безопасной средой. Однако в стране с методами защиты от неадекватного потребления информации, причиняющей вред здоровью и развитию детей дошкольного возраста, родители знакомы поверхностно. Отсутствие у родителей навыков регулирования информационного пространства детей приводит к тому, что они попадают в ситуацию вынужденного просмотра и прослушивания нежелательной информации.

Таким образом, в одну ногу с динамикой развития сети интернет в стране, должна формироваться культура потребления информации у родителей и детей.

В настоящее время, важное место в системе воспитания и обучения детей младшего возраста занимают программы обучения родителей где разработаны различные педагогические методики, которые позволят повысить грамотность в вопросах по развития ребенка. Однако в Казахстане существующая система просвещения родителей, в рамках консультационных пунктов, при детских садах работает малоэффективно их услуги не пользуются спросом у населения. Охват составляет всего 1329 детей от 0 до 3 лет.

Для эффективного решения вопросов просвещения родителей особое место занимают дистанционные курсы. Известно, что дистанционные курсы имеют большой количественный и географический охват, круглосуточный доступ, гибкость процесса обучения, также, к одним из немаловажных факторов можно отнести небольшие затраты в организации дистанционных курсов. Данный метод, организация обучения родителей посредством дистанционных курсов, широко применяется во многих развитых странах например, в США, Новой Зеландии, Корее и оно позволяет достичь охвата миллионной аудитории.

Учитывая преимущества дистанционных курсов, Министерством образования и науки РК, в 2015 году инициирована разработка дистанционных курсов на базе веб-структур по примеру Германии (программа обучения родителей STARKE), Австралии (Parents as Teachers). Данный инструмент позволит удовлетворить потребность в организации качественного неформального образования родителей и профессиональных участников, предоставляющих услуги в данной сфере.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Отчет: «Статус семьи в Сингапуре», https://app.msf.gov.sg/portals/0/Summary/publication/SF2-Marriage.pdf

2. Отчет Глобальной конкурентоспособности 2015-2016гг. http://www3.weforum.org/docs/gcr/2015-2016/Global_Competitiveness_Report_2015-2016.pdf