Вы здесь

«Синие воротнички» опять в моде

Версия для печатиPDF version

Иметь рабочую специальность – не значит быть чернорабочим и выполнять пыльную работу, как думает большинство молодых людей. В 21 веке труд рабочего приобретает совсем иной характер. От него требуются не просто примитивные механические навыки, но и умения критически мыслить и находить нестандартные решения, создавать новые идеи и своевременно адаптироваться к быстроменяющейся технике и оборудованию.

Наши реалии

В последние годы в обществе преобладает мнение, что получать рабочую профессию – это непрестижно. Интерес казахстанской молодежи к техническому и профессиональному образованию остается крайне невысоким.

Так, по результатам социологического исследования, проведенным АО «Информационно-аналитический центр», только 22% населения считают техническое и профессиональное образование престижным.

Большинство родителей тратят огромные средства, а то и последние сбережения для того, чтобы обучить своего ребенка в вузе. Однако это не всегда служит гарантией последующего трудоустройства и успешной карьеры. Тысячи выпускников вузов, оказываясь на рынке труда, сталкиваются с проблемой трудоустройства. По данным Министерства образования и науки Республики Казахстан более 30% выпускников вузов в 2014 году остались нетрудоустроенными.

Вместе с тем, ежегодно вакантными остаются 20 000 рабочих мест в нефтяном, строительном и аграрном секторах, где требуются специалисты с профессионально-техническим образованием. Согласно пятилетнему прогнозу развития рынка труда спрос на рабочие профессии будет расти.

Обзор информационных сайтов вакансий также показал, что 20 из 30 объявлений работодателей требуют специалистов технического и обслуживающего труда. Однако эти ниши на рынке труда остаются незаполненными из-за дефицита таких специалистов.

Мировая практика

Как показывает мировая практика, эффективно выстроенная система технического и профессионального образования является залогом устойчивого развития экономики и сокращения безработицы. В странах ОЭСР, в среднем, около 50% взрослого населения в возрасте от 25 до 64 лет имеют послесреднее невысшее образование. В частности, в Германии данный показатель приближается к 60 %, в Южной Корее - к 45%, в то время как в Казахстане он равен только 33%.

Германия является одним из ярких примеров стран, где профессионально-техническое образование очень популярно. Около 60% выпускников школ предпочитают продолжить обучение в колледжах, нежели в университетах, так как это гарантирует дальнейшее трудоустройство. Почти 90% крупных компаний в этой стране нанимают подмастерьев, обучившихся в рамках дуального обучения. 

Результаты международного исследования PIAAC - 2012 показали, что в США выпускники с профессионально-техническим образованием менее подвержены безработице, чем выпускники вузов. В таких странах, как Нидерланды, Норвегия и Швеция доходы рабочих могут равняться доходам их сверстников с высшим образованием.

Многие рабочие профессии и профессии обслуживающего труда являются творческими, что предоставляет возможность реализовать свой потенциал. Именно строители воплощают в жизнь идеи дизайнеров, создавая шикарные и необычные интерьеры. Сегодня повар-это не просто повар, а созидатель, творец шедевров кулинарии. Существует множество ярких примеров шеф-поваров, таких как Х. Блюменталь, А.Дюкасс, Джеймс Оливер, прославившихся на весь мир и ставших легендами в своей сфере.                                                                                   

Перспективы ТиПО в Казахстане

В Казахстане анализ предложений работодателей также показал, что специалист с рабочей профессией может зарабатывать столько же, сколько специалист с высшим образованием. Например, за работу автослесаря сегодня работодатель готов заплатить от 70 000 до 150 000 тенге в зависимости от региона. Бурильщик скважин зарабатыает от 100 000 до 200 000 тенге, парикмахеры – от 60 000 до 150 000 тенге, специалисты по сборке мебели - около 150 000. В свою очередь зарплаты экономистов, юристов, менеджеров по проектам в среднем  также варьируются в данном коридоре.

Получение профессионально-технического образования – это не значит упущение возможности добиться определенных успехов. Существует множество примеров, кода именно профессионально-техническое образование стало хорошим стартом для дальнейшей успешной карьеры выдающихся политиков и деятелей. Одним из ярких примеров является президент нашей страны Н.А.Назарбаев. В 1960 году он закончил профессионально-техническое училище при Днепровском металлургическом заводе в городе Днепродзержинске. Свою деятельность Н.А. Назарбаев начинал с Карагандинского металлургического завода. Нурсултан Абишевич начинал свой путь именно с рабочей специальности - металлурга.

Есть и другие примеры. Министр по инвестициям и развитию А.О. Исекешев закончил Уральское специальное профессионально-техническое училище №5 по специальности «слесарь-сборщик». Генеральный директор машиностроительного завода имени С.М.Кирова К.К.Ускенов также прошел путь от газоэлектросварщика 4-го разряда до главного инженера сельскохозяйственного управления на Карагандинском металлургическом комбинате г.Темиртау. Свое первое образование он получил в профессионально-техническом училище по специальности «газоэлектросварщик».

Таким образом, техническое и профессиональное образование открывает большие возможности и перспективы для молодых казахстанцев. Ведь отличительной особенностью такого образования является акцентрирование внимания на получении прикладных знаний и навыков.

В настоящее время государством внедряется дуальная система обучения, которая предусматривает 60% времени обучения непосредственно на производстве и только 40% - в колледже. Таким образом, будучи студентами, молодые люди получают возможность зарекомендовать себя у работодателя и в последующем трудоустроиться на данном предприятии. Кроме того, такое обучение позволяет получить знания и навыки, максимально приближенные к реалиям рынка труда, что повышает качество подготовки специалиста и его востребованность.

Старт программы «Серпін – 2050» – это возможность для молодежи не только получить рабочую профессию, но и социальную помощь от государства. Программа направлена, прежде всего, на удовлетворение потребностей и интересов студентов. Предусмотрено бесплатное жилье, стипендия и проезд на каникулы в оба конца.

Знаковым событием в профессионально-техническом образовании стало присоединение Казахстана к международному движению WorldSkills International. Данное движение объединило возле себя более 70 стран мира для  повышение престижа профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире. Два раза в год проводится международный конкурс рабочих профессий. В этом году Казахстан впервые принял участие в соревновании, которое прошло в Сан-Пауло в Бразилии. Соревнуясь с лучшими мастерами из разных стран мира, наша сборная достойно представила Казахстан на мировой арене. Завоевано 4 медали по следующим номинациям: «Токарное дело», «Ресторанное дело (Повар)», «Лучший из нации», «Лучший эксперт WorldSkills International». Участие в таком масштабном проекте предоставляет уникальную возможность нашим студентам перенять международный опыт, проявить себя и сравнить с другими высококвалифицированными специалистами.

Очевидно, что в Казахстане происходят положительные тенденции в развитии профессионально-технического образования. Однако статус и престиж ТиПО поднимется только тогда, когда само общество изменит свое отношение к нему.

Менеджер, Департамент мониторинга программных документов