Вы здесь

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ: ОПЫТ УНИВЕРСИТЕТОВ США

Версия для печатиPDF version

журнал "Высшее образование в Казахстане", 2011г. 

Алмагуль Култуманова

Заместитель директора Департамента стратегии

развития и информационных технологий МОН РК

 

«Известная притча-анекдот рассказывает о ректоре большого университета, которого не могут найти приехавшие на встречу с ним посетители.

Минуя множество аудиторий и лабораторий университета, и наблюдая при этом активную университетскую жизнь, посетители, наконец, обнаруживают ректора на скамье в тенистом саду, читающим книгу.

На их удивленный вопрос о том, как ректору таким способом удается управлять университетом, он безмятежно отвечает, что университет управляется традициями». 

 

Глава государства Н. А. Назарбаев в Послании народу Казахстана «Построим будущее вместе!» обозначил главную задачу: «Качественное образование должно стать основой индустриализации и инновационного развития Казахстана».

Реализация государственной образовательной политики Казахстана базируется на известной научной «пирамиде ценностей»:

1. Миссия: «Кто мы?» – «Мы народ Независимого Казахстана!».

2. Видение: «Куда мы идем?»– «В третье десятилетие 21-го века – повышение качества жизни всех казахстанцев!».

3. Стратегия: «Что мы должны сделать?!» – «Повысить конкурентоспособность образования, развитие человеческого капитала путем обеспечения доступности качественного образования для устойчивого роста экономики».

4. Тактика: «Как мы это будем делать?» – Государственная программа развития образования Республики Казахстан на 2011 – 2020 годы. Обозначены масштабные тактические задачи для достижения цели.

5. Результат: «Прорыв казахстанского образования»!

Главный лейтмотив Государственной программы развития образования Республики Казахстана на 2011 - 2020 годы - это повышение качества и доступности образовательных услуг через корпоративное управление путем транспарентности и подотчетности обществу, ориентированное на результат.

Одной из задач модернизации системы образования является формирование государственно-общественной системы управления образованием.

Решающую роль в этом должны сыграть высшая школа Казахстана.

Закон Республики Казахстан «О государственном имуществе» предусматривает так же разработку государственными предприятиями, АО и ТОО контролируемых государством стратегий действий организаций образования и планов развития, определяющие основные направления и показатели финансово-хозяйственной деятельности.

Что означает это для казахстанских вузов? Прежде всего, полный переход на управление по результатам и реализация принципа информационной открытости. Наиболее важныйаспект - эффективное лидерство и стратегическое видение учебного заведения.

Сегодня не многие казахстанские университеты имеют опыт разработки стратегических планов развития и предоставления открытой информации по расходованию финансовых средств перед общественностью.

При этом лучший мировой опыт позволяет осмыслить и разработать эффективный механизм внедрения корпоративных принципов управления. Безусловный интерес представляет система высшего и послевузовского образования США, занимающая высокие позиции в международных рейтингах как по охвату населения высшим образованием, так и по предоставлению качественных образовательных услуг.

В своей книге «Университеты мирового класса» Д.Салми отмечает «систему третичного образования в США лучшей в мире. Ее успех объясняется не только финансовой состоятельностью и полной независимостью от государства. Дух здоровой конкуренции пронизывает все ее институты и делает учебный процесс и его результаты значимыми и полезными для общества».

Крайне либеральная система управления высшими учебными заведениями основана на абсолютном приоритете институциональной автономии и минимальном государственном вмешательстве. «Негосударственные» способы управления - это история американского общества и наличие конституционного статуса многих высших учебных заведений.

Самостоятельность же университетов США сопровождается продуманной и грамотной системой транспарентности и подотчетности. Реальная административная и финансовая власть принадлежит Попечительским советам американских университетов.

Взаимодействие ключевых аспектов высшего образования - Управление и Финансирование - являются факторами успеха двух американских университетов: Университет Дьюка и Институт Северной Каролины (Чапел Хил). Они являются «мозговыми центрами» (исследования, академическая среда), их отличает эффективное управление.

Частный Университет Дьюка (г. Дарем, штат Северная Каролина) занимает лидирующие позиции в рейтинге 20 лучших высших учебных заведений мира. Его структуру составляют известные школы инженерии, медицины, права, государственной политики, бизнеса, окружающей среды и два отделения искусств и наук. В университете обучаются студенты и аспиранты более чем из 90 стран мира. Университет ведет более 300 образовательных программ с такими странами - партнерами как Сингапур, Китай, Индия, Объединенные Арабские Эмираты. Информационная инфраструктура Дьюка - пример для многих частных университетов Казахстана: несколько крупных библиотек, легкость доступа онлайн информации, поисковая система, электронная библиотека, видеосистемы.

Студенты изучают проблемы экологии, здравоохранения, детской и семейной политики, безработицы в условиях здоровой конкуренции, исследовательского духа, инновационной деятельности и творчества. Междисциплинарность программ позволяет ученым, аспирантам и студентам Дьюка совместно участвовать в исследовательских проектах.

Дьюк максимально использует свои межучережденческие партнерские отношения, извлекая существенную прибыль из такого слияния инноваций и исследований. Например, более 36 компаний (около 38000 работников) работают в Research Triangle Парк. Партнерство с Research Triangle Institute способствует развитию и применению знаний, полученных в университете. 
Институт генома наук и политики в партнерстве с РТИ ведут исследования по созданию "biorepository" медицинских образцов (облучение на Чернобыльской АЭС). Ученые и инженеры Oak Ridge National Laboratory проводят прикладные исследования через мульти-программы в области науки и техники для Министерства энергетики США.

Главный стратегический документ университета Дьюка- «Making a Difference: The Strategic Plan for Duke University». Стратегический план представляет собой уникальный пример совместного творческого труда администрации, деканов, преподавателей и студентов каждой школы Дьюка. Это желание всей команды университета внести свой вклад в развитие своей страны, нации и мира. В нем обозначена Миссия университета - «обеспечение реального лидерства в образовательном мире через повышение потенциала университета по разработке междисциплинарных знаний, вовлечение студентов в процесс создания и передачи знаний, поддержка преподавателей и исследователей в области научных ресурсов».

Стратегический план Университета утверждает Совет попечителей, который является руководящим органом Дьюка. Президент Университета не является его председателем. Состав Совета попечителей весьма солидный - представители известных американских и международных компаний и корпораций, религиозных и общественных организаций, руководители благотворительных фондов. 
Все полномочия Попечительского совета обозначены в Уставе Университета Дьюка. Деятельность этого органа абсолютно прозрачна и информация о нем доступна на сайте университета http://www.trustees.duke.edu/.

Задача собрать в Дьюке интеллектуальных лидеров с креативными идеями - способных студентов и профессионалов-преподавателей со всего мира - обозначена в Стратегическом плане университета: «Мы должны сосредоточить ресурсы найма, удержания и поддержки талантливых иностранных преподавателей и студентов. Нам нужны преподаватели, которые могут участвовать в гражданских вопросах, искусстве, общественной работе и применять профессиональные знания и этические обязательства в служении обществу. Мы хотим тех студентов, которые стремятся к лидерству в выбранной ими сфере». Получение образования в Дьюке сравнивают с «не заполнением ведра, а как освещение огня». Это «сцена постоянного горения, место энергии интеллекта и креативности».

Образовательная политика, стимулирующая студентов и преподавателей, система поддержки бизнеса в университете, материальная база и инфраструктура позволяют Дьюку быть «мозговым центром». Дьюк представляет собой калейдоскоп коллективного видения и согласованности всей команды университета. Центры и школы Дьюка ведут образовательную деятельность в режиме диалога с государственной политикой, наукой, техникой и медициной.

К примеру, Санфордская школа государственной политики проводит теоретические исследования с применением в таких областях, как обеспечение благополучия детей, глобальные исследования безопасности и международного развития. Институт экологической политики является центром сотрудничества академической науки и экологической политики правительства, бизнеса и неправительственного сектора.

Дьюк выделяет ресурсы путем децентрализации, хотя его школы имеют значительную свободу в приоритетности расходов и сильные стимулы для привлечения финансовых средств. В приложении к Стратегическому плану Университета приведена информация по категориям расходов и источникам финансирования. В нем приводится общий объем инвестиций для академических программ в течение планового периода, финансовые средства, предназначенные для будущих возможностей, и непредвиденные расходы».

Северная Каролина является местом дислокации таких признанных центров и институтов, как Национальный гуманитарный институт, Research Triangle Institute, Центр биотехнологий Каролины, Национальный Институт эколого-медицинских наук и по охране окружающей среды.

Государственный институт Северной Каролины (Чапел Хил) - флагман University of  North Carolina System - Университетской Системы штата Северной Каролины.

Университет является центром подготовки специалистов не только своего региона. Об этом говорят цифры: более 270 тысяч выпускников Каролины живут во всех 50 штатах Америки, 148000 из них в 100 округах Северной Каролины и ​​более чем 150 человекв других странах мира.

«Образование - инновации - исследования» - принцип деятельности UNC - Chapel Hill. Он известен как один из государственных исследовательских университетов, который занимает 16 место среди 100 крупнейших институтов страны в федерально финансируемых расходах на НИОКР.

Исследовательская работа в университете – это подготовка выпускников школ к лидерству, основанная на знаниях экономики, поддержка преподавателей, которые интегрируют свои исследования с обучением и наставничеством.

Ученые UNC привлекаются для чтения лекций и проведения научных исследованийи в другие вузы страны.

Личный успех профессоров американских университетов - прекрасный пример для студентов, которых они обучают. К примеру, лишь небольшой перечень многих профессиональных побед профессоров UNC:

- Профессор патологии и лабораторной медицины Оливер Смитисобладатель Нобелевской премии за работу, которая коренным образом изменила науку генетической медицины и, возможно, поможет миллионам людей жить более здоровой жизнью; 
- Джессика Ли, доцент кафедры детской стоматологии, была выбрана для получения в 2010 году премии Президента «Ранняя карьера», которая является высшей наградой в США для ученых и инженеров в начале своей исследовательской карьеры;

- Иосиф DeSimone, профессор химии, в 2008 году награжден «Lemelson-MIT» премией за работу в зеленой химии. Эта премия для «лиц, которые превращают свои идеи в изобретения и инновации».

Инновационная и исследовательская деятельность двух разных по статусу университетов является «месторождением интеллектуального золота» для штата Северной Каролины. Университеты Дьюка и Северной Каролины рассматривают такое взаимодействие с миром как естественное продолжение образования студентов и развитие их академических знаний. Concentration of talent: universitiesas "think tanks" - так можно охарактеризовать их не только образовательную, но и исследовательскую деятельность.

«Служение Северной Каролине, США и миру через обучения и исследования» обозначена как Миссия Университета. Благодаря усилиям преподавателей и при щедрой поддержке со стороны граждан штата Северной Каролины, университет инвестирует знания и ресурсы для расширения доступа к обучению, способствует успеху и процветанию подрастающего поколения, повышению качества жизни для всех людей в стране.

Основополагающие принципы деятельности UNC нашли отражение в документе Совета управляющих университета «Свет и свобода». Руководство в UNC осуществляется правлением. Правление избирается непосредственно губернатором и утверждается законодательным органом штата. Несмотря на свою ограниченную власть, профессорско-преподавательский состав UNC оказывает большое влияние на утверждение или отмену академических стандартов и программ, разработку учебного плана, распределение финансовых средств (повышение заработной платы, приобретение оборудования и т.д.).

Заслуживает отдельного внимания Пакт Каролины. Он является обязательством руководства университета по предоставлению возможности обучения студентам независимо от их материального достатка. 
UNC был первым государственным университетом США, который принял такой документ (2003 год).

Университет поддерживают благотворительные организации. К примеру, в 2010 году Благотворительный фонд Уильяма Р. Кенана передал UNC в подарок 5 млн. долл. США для поддержки набора выдающихся молодых преподавателей. Средства были направлены ​​на привлечение преподавателей в колледж искусств и науки, школы медицинских сестер и Kenan-Flagler Business School. 
Важно подчеркнуть, публичность финансовых отчетов о расходовании средств Университетами Дьюка и UNC. Обязательные ежегодные финансовые доклады, как частного, так и государственного университетов - это отчет о своей деятельности, прежде всего, перед обществом. Они воспринимаются в США как результат общественного доверия, потому что представляют собой этические обязательства руководства перед преподавателями, студентами и их родителями. Общество не просто знает, а понимает, как расходуются финансовые средства. Вся информация достаточно открыта и доступна на веб-сайте университетов (www.trustees.duke.edu и www.unc.edu/budget/).

Опыт двух университетов Америки может быть использован университетами Казахстана как уникальный пример открытости и транспарентности высшей школы. Сегодня потребители образовательных услуг - студенты и их родители ждут от наших альма-матер наряду с большей самостоятельностью и подотчетность.

Высшие учебные заведения Казахстана при разработке стратегических планов развития должны максимально задействовать всех, кто причастен к жизни университета, кому не безразлично будущее его «второго дома»: деканы, преподаватели, методисты, студенты.

План является стратегическим документом, потому что это карта и поле действий с использованием сильных сторон и преимуществ университета. Это «открытое заявление» и обязательство всей команды высшей школы внести личный вклад в развитие страны.

Важно принять во внимание реализацию известного принципа «utility curve» («кривая полезности»). План не может быть разработан только для обычного планирования мер. Развиваться без такого стратегического видения, значит обречь себя заранее на провал. Важно, чтобы были сохранены академические ценности и традиционная университетская культура.

При этом важно учитывать следующие составляющие вузовской деятельности:

- развитие академических целей как «передача Знаний», междисциплинарность (программы, которые пересекают границы традиционных дисциплин),

- создание "вертикальной интеграции" исследований (взаимодействие в исследовательских группах докторантов, магистров, бакалавров),

- поддержка инициативных проектных команд преподавателей и студентов, особенности формирования профессорско-преподавательского состава и развитие наставничества (the Dean’s Award for Excellence in Mentoring),

- стратегия набора студентов и магистров, профориентационная работа в школах, поддержка студентов в академическом сообществе, использование потенциала выпускников,

- улучшение инфраструктуры (студенческие общежития и учебные кабинеты),

- доступ казахстанских студентов к лучшим образовательным ресурсам ведущих зарубежных университетов мира через Республиканскую межвузовскую электронную библиотеку,

- партнерство университета с другими организациями образования (школа – колледж - вуз),

- участие университета в региональных стратегиях развития (принцип «Это город, где я живу, учусь и работаю»),

- взаимодействие с работодателями (вклад университета в трудоустройство своих выпускников).

Стратегический план развития университета должен демонстрировать позицию коллектива в последовательном достижении успеха и лидерства через противостояния и преодоления трудностей (зависимость от внешних факторов).

Финансовая аспект такого управленческого проекта должен рассматриваться не как «трата» денег, а как механизм, чтобы заработать финансовые средства для своего развития в жестких рыночных условиях.

Для улучшения управления высшими учебными заведениями важно пересмотреть действующую в некоторых казахстанских университетах работу Советов попечителей. В его состав должны войти заинтересованные лица (основные работодатели, представители родительской общественности, студенческой молодежи). Советы попечителей должны стать Советами управления на деле, а не на бумаге.

«Качество высшего образования и подготовки кадров имеет решающее значение для экономик, которые хотят двигаться вверх поцепочке» констатируют эксперты Всемирного экономического форума.

Каждая страна выбирает свой путь политического и экономического курса. Универсальной модели - единого рецепта успеха быть не может. Новые реалии 21 века требуют, прежде всего, выверенной государственной образовательной политики.

Логическое решение достаточно простых и обоснованных задач модернизации сферы повысит конкурентоспособность системы образования, что в свою очередь обеспечит рост экономики и позволит стране занять весьма высокие позиции среди «welfarestate» - «Государств Всеобщего Благосостояния».