Вы здесь

В Казахстане впервые оценят компьютерную и информационную грамотность учащихся 8-х классов

Версия для печатиPDF version

Проект: 

"Білімді ел - Образованная страна" №15 (52) от 16 августа 2016г.

IT (информационно-технологическая) компетентность сегодня необходима специалисту любой сферы. Однако, несмотря на общепризнанную важность IT - навыков, пока не вполне ясно, как именно школьное образование способствует их развитию.

IT - компетенции школьников обозначены ОЭСР как базовый навык, которыми должен обладать человек, чтобы преуспеть в ХХI веке. Внедрение цифровых технологий требует от человека не только навыков работы с различными программными приложениями, но и определенного уровня культуры использования информации.

В Казахстане IT-навыки школьников никогда не оценивались на национальном и международном уровне. Поэтому мы не знаем уровня сформированности компьютерной и информационной грамотности казахстанских учащихся.

Уникальную возможность оценить IT-компетенции школьников  предоставляет Международная ассоциация по оценке образовательных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement) в рамках исследования ICILS. Исследование ICILS (International Computer and Information Literacy Study) проводится каждые пять лет. Проект ICILS позволит не только оценить уровень IT-компетенций школьников, но и определить их влияние на успешность обучения.

IT-компетенции школьников оцениваются по четырем уровням. Высший уровень определяется международной шкалой в 661 балл (цифровое общение, распространение и использование информации, безопасность и надежность). Высокий уровень соответствует 557 баллам (создание и переработка информации), средний – 492 баллам (сбор, получение, оценка и управление информацией) и низкий - 407 баллов и ниже (умение использования ПК).

Технология исследования ICILS стандартизирована

Прежде всего, осуществляется международная и национальная выборка участников. Страны с большой территорией делятся на страты, которые соответствуют административному делению страны. Посредством вероятностно-пропорционального метода проводится отбор не менее 150 школ–участниц от каждой страны.

Тест ICILS полностью автоматизирован и является уникальным инструментом сравнительной оценки компьютерной и информационной грамотности учащихся разных стран. Тестирование сопровождается анкетированием учащихся, администрации, учителей и IT-координатора школы.

Что собой представляют тестовые задания и анкеты ICILS?

Тестовые задания ICILS построены по принципу закрытой системы. Участник осуществляет поиск, обработку и передачу информации в специально созданной среде, не имея доступа к другим ресурсам. Каждому участнику программа предлагает выполнить только два из пяти тестовых модулей.

Задания распределены по двум типам. Первый-предусматривает выполнение несложных тестов с выбором ответа. При выполнении второго типа заданий участник должен продемонстрировать навыки использования программных приложений через создание рекламных постеров и буклетов, слайдов и видео-презентаций, редактирования текстов. Тест выполняется строго в определенной последовательности (линейная структура) в течение 30 минут.

Фоновая информация исследования

После тестирования учащимся предлагается 20-минутная анкета в электронном формате. Она включает 26 вопросов, касающихся личных данных (возраст и пол, планируемый уровень завершения образования, образовательные ресурсы семьи, информация о родителях, язык общения в семье и др.). Также включены вопросы использования компьютерными технологиями в школе и вне ее, отношение к применению компьютеров.

Анкетный опрос учителя проводится в онлайн-режиме (30 минут). Учителя-предметники исследуемых классов отвечают на 16 вопросов использования IT-технологий в педагогической деятельности и самооценки своей компьютерной компетентности. С помощью анкетирования педагогов выявляется характеристика учебного процесса в школе.

Анкета для директора школы (20 минут) содержащая 16 вопросов позволит выявить качественный и количественный состав как педагогов, так и учащихся. Раскроет вопросы применения IT в учебном процессе школы и профессиональном развитии учителей.

Онлайн анкета для IT-координатора школы (15 минут) содержит 13 вопросов о компьютерной инфраструктуре, технической и педагогической поддержке, оказываемой учителям в применении IT в учебном процессе.

Каковы результаты предыдущего цикла?

В первом цикле исследования ICILS в 2013 году приняли участие 21 страна. В группу лидеров вошли Чехия, Канада (провинция Онторио), Австралия и Дания. Самые низкие результаты показали учащиеся Таиланда и Турции.

Исследование показало, что только 2% школьников достигли продвинутого уровня компьютерной IT -грамотности.

34% учеников мегаполисов (города с населением более 1 миллиона человек) показали 3-й и 4-й уровни компьютерной и информационной грамотности, что в 3,7 раз превышает успехи сельских учеников (9%).

Не достигают первого уровня компьютерной и информационной грамотности 19% сельских школьников, в мегаполисе - всего 3%. Этот результат еще раз подтверждает необходимость специальных программ для уменьшения цифрового неравенства.

В ICILS-2013 рассматривались различные факторы, влияющие на достижения участников в области ИКТ. Учащиеся приобретают IT-компетенции через разнообразные виды деятельности как в школе, так и вне ее.

В среднем 36% участников ICILS-2013 пользуются компьютером более 7 лет. Во всех странах, кроме Германии, отмечен статистически значимый положительный эффект опыта использования компьютера на успешность выполнения теста.

Выявлено, что в среднем, один год использования компьютера соответствует улучшению результатов теста на 9 баллов. Определено, что учащиеся больше используют ИКТ дома, чем в школе. 87% школьников указали, что пользуются компьютером минимум один раз в неделю дома, и только 54% отметили, что используют компьютер с такой же частотой в школе.

Наиболее часто использовали компьютер для учебных целей учащиеся России, а также Австралии и Таиланда. В этих странах средние значение показателя на три и более баллов выше среднего значения по исследованию ICILS-2013 (50 баллов).

Также выявлено, что не только наличие компьютеров в школе не формирует компьютерную и информационную грамотность. Исследование подтвердило, что компьютерную и информационную грамотность формируют активные элементы обучения, исследовательская и проектная деятельность.

Во многих странах на уровень компьютерной и информационной грамотности учащихся положительным образом повлияла доступность домашних IT-ресурсов. Учащиеся с большим числом IT-устройств дома показали более высокие баллы.

В анкетном опросе учителя указали, что используют компьютерные технологии в образовательном процессе только в том случае, если они уверены в своих IT-навыках. Только половина учителей считают себя уверенными пользователями информационно-коммуникационных технологий.

Чего же ожидать от исследования?

ICILS является своеобразным ответом на вызовы современного общества, характеризующегося широким распространением информационных и коммуникационных технологий.

В исследовании 2018 года примут участие более 120 тыс. восьмиклассников из 30 стран мира. Свыше трех тыс. учащихся 8-х классов из 150 школ всех регионов Казахстана впервые примут участие в международном исследовании ICILS-2018. Апробация исследования пройдет в 2017 году с охватом 1000 школьников из 32 школ 5 регионов.

Международный тест ICILS позволит получить объективную оценку уровня IT-компетенций учащихся 8-х классов в сравнении со сверстниками других стран. Педагогическое сообщество получит доступ к лучшим технологиям электронного обучения. Будут выработаны рекомендации по совершенствованию учебных программ и внедрению новых технологий обучения. Это будет способствовать активному развитию IT-образования, что обеспечит мультипликативный эффект на уровень информационной грамотности населения страны!


Источники:

  1. Международный отчет IEA «Подготовка к жизни в эпоху цифровых технологий: Международное исследование компьютерной и информационной грамотности ICILS», (2014)
  2.  «Учительская газета», №35 от 1 сентября 2015 года.
Менеджер, Департамент международных сопоставительных исследований