Вы здесь

Важность развития читательской грамотности казахстанских школьников

Версия для печатиPDF version

Проект: 

Журнал «12 жылдық білім беру- 12-летнее образование» в №3, 2015г.

Аннотация. В статье читательская грамотность рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе. Участие Казахстана в международном исследовании предполагает, прежде всего, модернизацию национальной системы образования в соответствии с современными требованиями к качеству образования. Участие казахстанской школы в предстоящем первом международном экзамене PIRLS станет одним из механизмов целенаправленной работы по развитию учебно-информационных умений младших школьников.

Kлючевые слова: читательская грамотность, международное исследование, PIRLS - международное исследование по оценке качества чтения и понимания текста, PISA – программа по оценке образовательных достижений учащихся, TIMSS – исследование по оценке качества математического и естественнонаучного образования учащихся.

Модернизация системы образования Казахстана главным образом предполагает обеспечение высокого качества образовательных услуг, предоставляемых организациями образования. При этом результативность образовательного процесса имеет прямую зависимость от эффективной профессионально выстроенной системы управления итогами внешней и внутренней оценки образовательных достижений обучающихся.

Успешность обучения школьников определяют не только национальные экзамены, но и независимые от страны международные сравнительные мониторинговые исследования образовательных достижений обучающихся. Участие Казахстана в исследованиях предполагает, прежде всего, модернизацию национальной системы образования в соответствии с современными требованиями к качеству образования. В этой связи стратегически важен аспект управлением полученной международной оценкой.

В настоящее время Казахстан уже имеет опыт участия в международных сопоставительных исследованиях качества естественно-математической подготовки учащихся 4-х и 8-х классов TIMSS - 2007, 2011, 2015, а также естественнонаучной и математической грамотности и грамотности чтения 15-летних обучающихся организаций среднего образования в PISA – 2009, 2012, 2015.

Государственной программой развития образования Республики Казахстан на 2011-2020 годы обозначено участие казахстанских школьников в Международном исследовании качества чтения и понимания текста PIRLS - Progress in International Reading Literacy Study.

Это уникальное исследование направлено более на определение того, насколько страна воспитывает в детях элементарные навыки и культуру чтения. В мировом контексте читательская грамотность рассматривается как один из самых важных параметров готовности к жизни в современном обществе.

Уже в начальной школе формируется одно из основных условий успешности детей в обучении - информационная компетентность учащихся, так как качественное образование, полученное в начальной школе, является фундаментом всего последующего обучения. От современного учителя требуется найти и применить формы, методы и приёмы учебной деятельности, максимально способствующие формированию грамотности чтения обучающихся.

Учителю начальной школы важно заложить у младших школьников основы умения работать с текстом - знать источники информации, уметь искать ответ на интересующий вопрос, грамотно оформлять и представлять отобранный материал.

Полученные знания и умения работы с различными источниками информации помогут ребятам научиться грамотно воспринимать информацию, оценивать ее качество, понимать ее скрытый смысл. Формирование умений, связанных с читательской грамотностью учащихся, будет иметь больший успех при тесной взаимосвязи компонентов учебного процесса, воспитательных мероприятий и дополнительного образования. Важно вести работу с родительской общественностью по развитию культуры семейного чтения.

Участие казахстанской школы в предстоящем первом международном экзамене станет одним из механизмов целенаправленной работы по развитию учебно-информационных умений младших школьников, которая к завершению 4 класса будет способствовать не только успешному освоению знаний на старшей ступени обучения, но и формированию у казахстанской молодежи читательской грамотности.

Международное мониторинговое исследование читательской грамотности PIRLS - Progress in International Reading Literacy Study – программа Международной ассоциации по оценке образовательных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement).

Целью исследования PIRLS является сопоставление уровня понимания текста четвероклассниками из различных стран мира, а также выявление различий в обучении читательской грамотности национальных систем образования.

Согласно международному глоссарию ведущих экспертов данного исследования, «Читательская грамотность» - это способность человека к пониманию и логическому осмыслению различных форм письменной речи необходимых для полноценной самореализации в жизни и достижения собственных целей. Тем самым реализуется важный принцип образовательной политики – во благо человека и общества.

Исследование PIRLS направлено на решение таких задач как:

  • Разработка объективных измерений и инструментария, отражающего мировые приоритеты в области образования.
  • Сопоставительная оценка эффективности организации учебно-воспитательного процесса страны.
  • Выявление контекстных факторов, повлиявших на итоги исследования.
  • Получение научно-обоснованных признанных мировым сообществом информационных данных.
  • Предоставление участникам исследования не только независимых от страны результатов, но и рекомендации по улучшению образовательной политики.

Объектом исследования являются образовательные достижения выпускников начальной школы, так как именно четвертый год обучения аккумулирует все знания и навыки обучения. К этому моменту учащиеся должны овладеть чтением так, чтобы в основной школе использовать различные тексты, как по содержанию, так и по формату для успешного продолжения образования.

Исследование проводится один раз в пять лет и к настоящему времени проведены три цикла - 2001, 2006 и 2011 годы. Участие более 50 стран мира в PIRLS обусловлено тем, что на профессиональном организационном уровне обеспечивается высокое методологическое и техническое сопровождение исследования.

Универсальность и надежность интерпретации значения показателей позволяют осуществлять оперативный сбор и обработку полученных данных.

Основой читательской грамотности является сформированность читательских умений, которые необходимы для полноценной работы с текстами. Это нахождение и воспроизведение школьником необходимой информации, формулирование выводов по определенной части текста, интерпретация действий основных героев, подтверждение примерами из текста и первоначальный анализ структуры текста.

Таким образом, полученные итоги исследования PIRLS, проведенные в различных странах, широко обсуждаются педагогическим сообществом. Реализуются механизмы мониторинга последствий полученных результатов успешности школьников, пересматриваются технологии обучения и требования к образовательным достижениям младших школьников. На основе международных тестовых заданий исследования читательской грамотности школьников, педагогические коллективы и учителя-новаторы формируют собственную национальную базу вопросов, направленных не только на оценивание учебных достижений обучающихся, но и формирование, прежде всего, культуры и навыков чтения, как важного фактора образовательной успешности молодежи страны.

Проектный менеджер, Департамент международных сопоставительных исследований