Вы здесь

У взрослых россиян нет потребности в непрерывном образовании

Версия для печатиPDF version
 
В последнее десятилетие в мире активное развитие получила концепция непрерывного образования (lifelong learning – образование в течение всей жизни). ВШЭ провела исследование о возможностях непрерывного образования в повышении адаптации человека на рынке труда, содействии его личному развитию и устойчивости к социальным изменениям.
По результатам исследования, взрослые люди в возрасте от 25 до 64 лет практически не получают новые знания: в 2016 г. в непрерывное образование было вовлечено примерно 30% населения от 25 до 64 лет включительно. Активнее участвуют в непрерывном образовании наиболее образованные, обеспеченные и более молодые. Вовлеченность в непрерывное образование респондентов в возрасте от 55 лет и старше минимальна, что, вероятно, объясняется снижением активности на рынке труда и потребности в получении новых профессиональных знаний у этой возрастной группы.
Самый распространенный вид непрерывного образования среди россиян в возрасте - самообразование. Так отметили 27 % опрошенных взрослых в 2016 г.
По данным опроса, только 7 % опрошенных в 2016 г. получали формальное образование (основное общее, среднее общее, среднее профессиональное, высшее, включая подготовку кадров высшей квалификации); уровень этого показателя за последний год практически не изменился.
Дополнительное образование получают 16% опрошенных россиян. Наиболее распространенным видом дополнительного образования являются программы повышения квалификации, профессиональной переподготовки: в совокупности на них обучались 5% опрошенных. Россия по-прежнему существенно отстает от большинства стран Европейского Союза по показателю вовлеченности взрослого населения в формальное и дополнительное образование.
Пройти какое-либо обучение или получить образование в ближайшее время планируют всего 8% опрошенных.  Причем, среди них основную часть составляют те, кто регулярно обучается, активно вовлечен в непрерывное образование; новичков же, примкнувших к этому процессу, существенно меньше. Таким образом, основной задачей становится привлечение взрослого населения в образовательную среду.