Вы здесь

Уроки рекрутинга: как Япония и Австралия привлекают учителей в сельские школы

Версия для печатиPDF version

The Guardian, 22.05.2016

С проблемой привлечения квалифицированных и высокоэффективных учителей в сельские школы сталкиваются во многих странах. В Австралии, например, существуют особенности географического характера. Чтобы добраться до труднодоступных школ, потребуется 3 часа полета. Австралийские штаты предлагают ряд стимулов для привлечения учителей в отдаленные школы. Они включают в себя жилищные субсидии в размере 70-100%, покрытие транспортных расходов и пособие из-за изоляции от товаров и услуг. Данный социальный пакет сохраняется, если учитель остается работать в школе больше согласованного срока.

В Великобритании под сельскими школами подразумеваются прибрежные и удаленные школы. Езда в данные школы занимает 2 - 3 часа от ближайшего города. Национальная педагогическая служба предлагает субсидии при переселении в размере до £10 тыс. Это является отличным стартом. Однако других убедительных преимуществ, таких как оплата проездного домой и сохранение вознаграждений при преподавании в школе более 3 лет, не существует.  

В Японии существует система под названием тенкин, в которой сотрудники компаний и государственные служащие ротируются в разных офисах каждые несколько лет. Иногда они меняют и роли. Учителей каждые 6 лет направляют работать в иные школы. Это позволяет обогатить профессиональный опыт, выровнять качество преподавания и оживить трудовой коллектив внутри каждой школы. Учителя получают щедрые субсидии и проходят вводно-ориентационный курс, программу менторства и профессионального развития. Еще одной важной особенностью японской системы является то, что они отправляют работать слабых учителей в успешные школы.

Для того, чтобы оказать долгосрочное воздействие на качество преподавания по всей стране, необходима взаимная поддержка учителей. В Японии, Сингапуре и Шанхае проводятся исследования уроков, где преподаватели – эксперты в различных областях и с разным опытом планируют уроки вместе, наблюдают за уроками друг друга и обсуждают эффективность методики преподавания своих коллег. Учителя в Финляндии также участвуют в еженедельных сессиях, где они совместно с коллегами планируют свои уроки.