Вы здесь

Всемирный банк рассказал о глобальном кризисе школьного образования

Версия для печатиPDF version
 
Всемирный банк в докладе «Потенциал системы образования: как научиться его реализовать» («Learning to Realize Education’s Promise») констатировал глобальный кризис среднего образования в мире.
Согласно докладу, в развивающихся странах за период с 1950 по 2010 гг. время, которое люди тратили на получение среднего, основного образования, увеличилось с двух до более чем семи лет. Т.е. за 60 лет люди стали тратить в 3,5 раза больше времени на освоение основных навыков - чтение и счет. Однако общий уровень образования в развивающихся странах вырос незначительно. Дети все больше времени проводят в школе, но при этом не учатся.
Так, около 60% учащихся начальной школы в развивающихся странах не способны совершать элементарные действия - посчитать целые числа, объяснить диаграмму. Эта ситуация характерна, например, для Перу и Никарагуа. Для детей того же возраста в развитых государствах, таких как Япония, Норвегия или Австралия, аналогичные задачи оказались легкими — с ними справились 99%, 98% и 91% учащихся, соответственно. У детей обеспеченных родителей больше шансов реализоваться в профессиональном плане, а значит получить мотивацию к обучению и поднять общий уровень образованности в обществе. А в бедных регионах развитию образования мешает низкий уровень квалификации учителей. По данным Всемирного банка, практически во всех странах старшеклассники, которые хотят в будущем стать педагогами, смогли пройти тест PISA на уровне ниже среднего.
Низкая способность к обучению и низкая мотивация негативно скажутся на качестве рабочей силы в будущем, следовательно, приведут к низкой конкурентоспособности страны. Эта проблема актуальна для всего мира. Малообразованные люди, которые обладают небольшим количеством навыков, чаще всего не занимаются профессиональным саморазвитием и всю жизнь работают на низкооплачиваемой работе, где не требуются навыки чтения и счета. Множество неквалифицированных работников тормозят развитие мировой экономики и общества в целом.
Для решения проблемы Всемирный банк предлагает совершенствовать международные системы оценки результатов обучения школьников, а также мотивировать к продуктивной работе преподавателей. Учителя предпочитают работать над «сильными» учениками, демонстрирующими успехи в учебе, но им надо заниматься и с отстающими. В целом, странам, для которых актуальна проблема качества квалифицированных специалистов, Всемирный банк предлагает провести реформу образования.