Вы здесь

Высшая школа экономики. Университет, играющий на двух полях одновременно.

Версия для печатиPDF version

University World News, 6.10.2017

Ускоренная глобализация последних трех десятилетий оказала сильное влияние на науку и высшее образование. В настоящее время существует глобальная конкуренция между ведущими университетами мира, что отражено в международных рейтингах.

1990-е годы стали трудным периодом для российской академической системы. Прежде всего, финансовые потрясения в стране привели к недостаточному финансированию высшего образования. Во-вторых, советская академическая культура не была готова к изменениям, происходящим на мировой арене науки и высшего образования. В-третьих, унаследованная система организации высшего образования нуждалась в структурных реформах, которые в конце концов были отложены до 2007 - 2008 гг. по финансовым причинам.

В то же время именно в 1990-х гг. в России было построено несколько новых академических центров, которые соответствовали международным стандартам и были ориентированы на мировой рынок науки и высшего образования.

Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) уже хорошо известен во всем мире; имеет большое международное значение по ряду показателей и признан в России как ведущий экспертный центр в области экономики и социальной политики. НИУ ВШЭ удалось собрать сильную международную академическую команду. В ретроспек-тиве очевидно, что ориентировочная миссия университета была и остается испытательным местом для институциональных и культурных инноваций в области науки и образования в России.

С одной стороны, преследование этой миссии дает импульс для дальнейшего развития. С другой стороны, это часто приводит к культурной и институциональной напряженности. Основным источником этой напряженности является тот факт, что НИУ ВШЭ является одновременно видным глобальным игроком и организацией, все еще встроенной в российскую академическую и административную среду, которая существенно отличается от международных стандартов.

Университет одновременно играет на двух полях, и правила не всегда одинаковы. Одна из главных проблем заключалась в изменении способов работы и изменении уровня профессиональной автономии и привычных моделей поведения в академических кругах. Новые формы управления и контроля основаны на принципах прозрачной оценки эффективности и управленческой ответственности профессионалов.

Исследователи обеспокоены тем, что управленческий подход уменьшает автономию академических специалистов. Это подтвер-ждается эмпирическими данными, но университеты должны конкурировать с другими институтами производства и распростра-нения знаний, поэтому им приходится идти в ногу со временем.