ИТОГИ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ ЗА 2020 г.: КАК УЧЕБНЫЕ ЗАВЕДЕНИЯ АДАПТИРОВАЛИСЬ К ПАНДЕМИИ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС В УСЛОВИЯХ ПАНДЕМИИ
На сегодня порядка половины стран мира издают национальные мониторинговые отчеты в области образования. Ежегодная подготовка Министерством образования и науки Республики Казахстан Национального доклада – подтверждение прозрачности в системе управления образованием. Нацдоклад давно стал настольной книгой управленцев системы образования, на него ориентируются международные организации.

Рассмотрим, как глобальный кризис трансформировал образование в 2020 году, каковы его последствия для всех участников образовательного процесса и что предприняло государство в ответ на масштабный вызов.

В 2020-2021 учебном году большая часть обучающихся перешла на онлайн-формат обучения на всех уровнях образования.
Главным инструментом для дистанционного обучения стал смартфон. Самая низкая доля обеспеченности учеников ПК и гаджетами зарегистрирована в Туркестанской области, самая высокая – в Павлодарской и Костанайской областях.

Наличие подключения к высокоскоростному Интернету стало ключевым. В 2020 году по всей стране к высокоскоростному интернету подключены практически все школы, 7 регионов полностью обеспечены доступом к широкополосному Интернету.

Дистанционное обучение реализовывалось с помощью онлайн-платформ и сервисов, а также с использованием телеуроков. Данный подход соответствует рекомендациям международных организаций и положительно оценен Всемирным банком и ЮНИСЕФ ввиду обеспечения всех учащихся доступом к образованию в непростых условиях.

КАКОВЫ ПОСЛЕДСТВИЯ ПАНДЕМИИ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ?
Последствия еще предстоит оценить в ближайшем и далеком будущем. Футуристы предрекают разные сценарии. Наряду с обсуждаемыми всеми негативными последствиями, исследователи и эксперты отмечают и позитивное влияние – развитие цифровой инфраструктуры образования, повышение самостоятельности и самоконтроля среди обучающихся и др. Однозначно понятно всем:
-Чем дольше учащиеся обучаются в дистанционном режиме, тем выше вероятность падения их успеваемости.
-В режиме онлайн школьникам сложно осваивать предметы естественно-математического направления: математика, физика, химия и иностранные языки.

ЧТО ПРЕДПРИНЯЛО ГОСУДАРСТВО?
 сформирована нормативная правовая основа по дистанционному образованию
 учащимся выдано из школ 185 тысяч единиц компьютерной техники
 подготовлены методические пособия для учителей
 347 тысяч педагогов прошли курсы по дистанционному обучению
 запущены 6 обучающих интернет-платформ
 подготовлено 13 000 телеуроков
 и др.
Подробнее информацию можете прочитать в Национальном докладе 2020 о состоянии и развитии системы образования РК