Programme for International Student Assessment

PISA (Programme for International Student Assessment) – международное исследование оценки образовательных достижений 15-летних обучающихся в области читательской, математической и естественнонаучной грамотности. Проводится Организацией экономического сотрудничества и развития (Organization for Economic Cooperation and Development) каждые три года. PISA измеряет результаты обучения, оценивая, насколько хорошо 15-летние обучающиеся, которые приближаются к окончанию обязательного обучения в большинстве участвующих странах, подготовлены использовать знания и навыки, необходимые для полноценного участия в социальной и экономической жизни, для решения реальных проблем и задач.

Начиная с цикла PISA-2015, исследование проводится в основном в компьютерном формате. Выборка участников PISA формируется из числа обучающихся школ и колледжей, возраст которых составляет от 15 лет и 3 месяцев до 16 лет и 2 месяцев на момент начала проведения сбора данных апробационного и основного исследования. В каждом цикле одно из трех направлений определяется основным для проведения более глубокой оценки. Оценивание проходит в виде двухчасового теста. Каждая тестовая форма, включает четыре 30-минутных блока заданий. Помимо теста, обучающиеся заполняют анкетные данные, которые используются для анализа факторов, оказывающих влияние на развитие их навыков. PISA также включает измерения общих или междисциплинарных компетенций, таких как совместное решение проблем или глобальная компетентность.

Исследование позволяет оценить, обладают ли обучающиеся, получившие общее обязательное образование, знаниями и умениями, необходимыми для полноценного функционирования в обществе (функциональная грамотность). Результаты PISA предоставляют возможность сопоставить различные системы образования и использовать опыт ведущих стран ОЭСР при разработке национальных стратегий образования.

Казахстан принимает участие в PISA с 2009 года.

По итогам PISA страна получает доказательную базу для новых реформ и инициатив в области образования. На основании полученных данных имеется возможность выявить сильные и слабые стороны национального образования, выработать рекомендации для дальнейшего развития. Непрерывное участие Казахстана позволит замерить тренды сформированности функциональной грамотности казахстанских обучающихся за последние 12 лет.

ПУБЛИКАЦИИ

  1. Национальный отчет PISA-2009
  2. Национальный отчет PISA-2012

http://iac.kz/sites/default/files/random-160222033511.pdf

  1. Методическое пособие PISA
  2. Национальный отчет PISA-2015

http://iac.kz/sites/default/files/nac_otchet_pisa-2015_final.pdf

  1. Инструментарий международного исследования PISA-2018 компьютерный формат

http://iac.kz/sites/default/files/sbornik_pisa_rus_2016.pdf

  1. Сборник тестовых заданий PISA-2018

http://iac.kz/sites/default/files/sbornik_testov_pisa-2018_2019.pdf

     

     

    Ризагуль Сыздыкбаева

    Ризагуль Сыздыкбаева

    Заместитель директора Департамента международных сопоставительных исследований, АО «Информационно-аналитический центр»

    Асем Жулбарисова

    Асем Жулбарисова

    Специалист Департамента международных сопоставительных исследований, АО «Информационно-аналитический центр»