ICILS

ОБЗОР

ICILS – это первое исследование в мире, оценивающее компьютерную и информационную грамотность (КИГ) учащихся 8-х классов. Цель исследования — оценить уровень сформированности IT-компетенций учащихся, что позволит ответить на вопросы: как школьное образование способствует формированию IT-компетенций школьников и какие факторы влияют на развитие IT-навыков детей.

Исследование ICILS проводится полностью в компьютерном формате. В рамках исследования оценивается уровень понимания учащимися принципов использования компьютера, сбора информации, создания информационного продукта и цифровой коммуникации. Задания ICILS разработаны в рамках пяти тем, каждая из которых затрагивает различные аспекты в академическом, социальном или экологическом контексте. Все задания ориентированы на ситуации из реальной жизни и группируются в темы из науки (настольные игры), социального или экологического характера (дыхание, переработка отходов), и социальную жизнь учащегося (музыкальная группа, школьная поездка).

Основные участники ICILS – это учащиеся 8-х классов при условии, что их возраст соответствует 13,5–14,5 годам. В некоторых странах, где средний возраст восьмиклассников меньше 13,5 лет, целевой группой становится 9-й класс. В Казахстане указанная возрастная категория – это учащиеся 8-х классов. Также в рамках исследования анкетирование проходят учителя и директора школ, а также ИКТ координаторы с организаций образования.

Результаты ICILS предоставляют странам доступ к широкому набору данных, позволяющих определить уровень навыков КИГ, понять, как школьное окружение и обучение влияет на уровень КИГ учащихся, а также определить ключевые факторы, способствующие или препятствующие формированию этих навыков.

ИССЛЕДОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ

Весной 2018 года, на ряду с 14 странами, Казахстан впервые принял участие во втором цикле международного исследования компьютерной и информационной грамотности – ICILS-2018. Контингент участников состоял из 3 373 восьмиклассников, 2 630 учителей и 184 директоров и ИКТ координаторов из 184 организаций образования со всех регионов страны. Столь масштабная оценка ИКТ-грамотности в стране проведена впервые. Результаты опубликованы IEA 5 ноября 2019 года.

В 2021 году Казахстан готовится к участию в очередном цикле исследования ICILS-2023. Результаты цикла ICILS–2023 Международная Ассоциация по оценке учебных достижений представит в декабре 2024 года.

2021 Подготовительные работы

2022 Апробационное исследование

2023 Основное исследование

2024 Международный отчет

2024 Национальный отчет

Участие в ICILS позволит Казахстану получить независимую оценку уровня компьютерной и информационной грамотности учащихся 8-х классов во внутристрановом и международном контексте. Участие страны в данном уникальном исследовании будет способствовать активному развитию IT-образования. Это обеспечит мультипликативный эффект на уровень информационной грамотности населения страны.

ПУБЛИКАЦИИ Международный отчет ICILS-2018 (IEA)

Готовность казахстанских детей к цифровой жизни: результаты ICILS-2018

Сборник тестовых заданий ICILS-2018, вышедших из режима конфиденциальности

Айым Мырзабекова

Айым Мырзабекова

Главный аналитик ДМСИ в АО «Информационно-аналитический центр»