PIRLS

ОБЗОР

PIRLS (Progress in International Reading Literacy Study) является мониторинговым исследованием читательской грамотности учащихся 4-х классов. Цель исследования – измерить тенденции в достижениях учащихся в чтении и выявить различия в национальных системах образования с целью совершенствования процесса преподавания и обучения чтению. Исследование проводится Международной Ассоциацией по оценке учебных достижений IEA (International Association for the Evaluation of Educational Achievement www.iea.nl) каждые пять лет с 2001 года.

PIRLS неслучайно сфокусирован на 4-классниках – именно в этом возрасте происходит переход от обучения чтению к чтению для обучения. Иными словами, в этом возрасте у ребенка закладываются основы критического мышления, умения обрабатывать информацию, необходимые для процесса познания и обучения на протяжении всей жизни.

PIRLS проводится в бумажном (paperPIRLS) и цифровом (digitalPIRLS) форматах. Задания digitalPIRLS включают множество увлекательных, визуально привлекательных текстов, а также компонент ePIRLS – задания, оценивающие умение учащихся читать, интерпретировать и оценивать информацию в Интернет-среде.​

Оценка читательской грамотности PIRLS охватывает основные цели чтения — приобретение читательского литературного опыта, освоение и использование информации, а также получение и использование информации  в Интернете. Каждое из разработанных заданий оценивает сформированность одного из четырех умений:

  • Нахождение информации, заданной в явном виде;
  • Формулирование выводов;
  • Интерпретация и обобщение информации;
  • Анализ и оценка содержания, языка и элементов текста.

В рамках PIRLS также собирается обширная контекстная информация о домашнем и школьном опыте учащихся при обучении чтению с помощью анкеты для родителей, учащихся, учителей и администрации школы. Результаты анкетирования дают богатую информацию о социально-экономическом, эмоциональном благополучии учащихся, факторах, влияющих на успешность обучения и развития школьника, а также организации системы образования стран. IEA также формирует энциклопедию «Международное исследование PIRLS», которая включает уникальный информационный материал о лучших образовательных программах и опыте стран по формированию читательских навыков младших школьников.

 

ИССЛЕДОВАНИЕ В КАЗАХСТАНЕ

В Казахстане международное исследование PIRLS впервые было проведено в 2016 году. Участниками стали 4 925 учащихся 4 класса из 172 школ 16 регионов страны, а также 234 учителя начальных классов, 4 925 родителей и 172 директора школ. Всего в PIRLS-2016 приняли участие 50 стран мира и 11 отдельных провинций.

В 2021 году Казахстан принимает участие в очередном цикле исследования PIRLS, в рамках которого состоялся переход от традиционного бумажного формата исследования к цифровому формату. Нашу страну представляют более 10 000 учащихся из 389 школ и столько же родителей, 525 учителя и 389 директора. 122 школ принимают участие в бумажном формате для обеспечения сопоставимости с предыдущим циклом исследования (Bridge Booklets). Результаты цикла PIRLS–2021 будут представлены в декабре 2022 года.

Участие в PIRLS позволит Казахстану получить независимую оценку уровня читательской грамотности учащихся 4-х классов во внутристрановом и международном контексте и обширную базу данных для проведения научных исследований и подготовки стратегий повышения качества образования. Данное исследование также обеспечит принцип открытости и интеграции казахстанского образования в международное сообщество ведущих образовательных систем.

 

Назым Сманова

Назым Сманова

Менеджер Департамента международных сопоставительных исследований АО «Информационно-аналитический центр»